16017

Домик с колодцем

Как акимат столицы купил здание для антикоррупционной службы за 3,3 миллиарда тенге - в три раза дороже сметной стоимости и вдвое дороже рыночной цены

Домик с колодцем

Общественный контроль за проведением госзакупок явно усилился. Сейчас большинство сделок госорганов находятся в открытом доступе, и за ними пристально следят журналисты, блогеры и даже неправительственные организации. Именно благодаря мониторингу наша газета обнаружила странные расходы столичного акимата на улучшение имиджа за 125 миллионов тенге (см. “Деньги ничто, имидж - все!”, “Время” от 2.5.2020 г.). Пора рассказать о еще одной нашей находке - покупке городскими властями нового здания для департамента Агентства по противодействию коррупции в Нур-Султане.

Владелец ТОО Mabex Trade LTD Максат РАМАНКУЛОВ задумал внести свой вклад в архитектурный ансамбль столицы весной 2017 года. Бизнесмен приглядел неделимый участок земли площадью 0,3 га в микрорайоне “Ак-Булак”. Стоимость в 158 миллионов тенге его полностью устроила, стороны ударили по рукам, и Раманкулов уже осенью смог приступить к строительству торгово-офисного здания. За два года все работы были полностью завершены, и 4 ноября 2019-го объект был сдан в эксплуатацию.

Здание действительно получилось на загляденье - 5200 квад­ратных метров, 120 отдельных помещений. Вода, электричество, отопление - все централизованно, заезжай хоть сейчас. Сметная стои­мость по утвержденному проекту составила чуть более миллиарда тенге.

Но построить дом - только половина дела. Не менее важно его сдать в аренду, чтобы получать доход, а еще лучше - сразу продать с прибылью. И вот ведь какое совпадение - 4 ноября 2019 года здание принимают в эксплуатацию, а затем Максат Раманкулов, наверняка чисто случайно, узнает, что акимат ищет место, где бы разместить городской департамент антикоррупционной службы.

Причем мэрия Нур-Султана так спешила найти новый офис борцам с коррупцией, что даже проигнорировала привычные процедуры. В идеале это должно было происходить так: сначала определяется участок земли под застройку, потом разыгрывается тендер на разработку проектно-сметной документации, после чего ПСД защищают в госэкспертизе, затем выделяют деньги на строительство, чтобы снова через конкурс определить застройщика.

Конечно, процесс может затянуться. История знает случаи, когда только на разработку ПСД уходило больше времени, чем на возведение объекта.

Однако столичный акимат решил не тянуть кота за хвост, а сразу купить уже готовое здание. Но ладно, если бы помещение потребовалось, например, управлению здравоохранения. Понятное дело, что в таком месте посадят обычных чиновников, перекладывающих бумажки из одной папки в другую, не в обиду управлению здравоохранения будет сказано. Но в данном случае речь шла о силовом ведомстве, где используют оружие, проводят допросы, да и задержанных где-то надо держать.

И тут выяснилось, что владелец ТОО Mabex Trade LTD Максат Раманкулов, строивший два года торгово-офисное здание, не­ожиданно построил… здание для силовиков! По крайней мере, так следует из его письма в конкурс­ную комиссию управления активов и государственных закупок города Нур-Султана.

Бизнесмен на четырех страницах формата А4 расписал, благодаря чему его объект заслуживает внимания городских властей. По его словам, нежилое помещение полностью подходит для размещения административного персонала с возможностью ведения особого режима эксплуатации в части доступа и охранных мероприятий.

Раманкулов указал все, что есть в его торгово-офисном помещении - прекрасный кабинет начальника, два актовых зала, парковка на 35 мест, даже место для мойки автомобилей ну и комнатушки для персонала со всей необходимой мебелью, громкоговорителями, пожарной сигнализацией и прочим.

Мы же помним, что акимат искал офис для силовиков, а не для обычных чиновников. Но ТОО Mabex Trade LTD построило именно то, что надо. В торгово-офисном здании, разумеется, по чистой случайности, разместились:

- дежурная часть с бронированным стеклом, входным турникетом, устройством раннего обнаружения оружия, взрывчатых, радиоактивных, опасных химических веществ;

- оружейная комната, полностью соответствующая постановлению правительства “О мерах по реализации закона Республики Казах­стан “О государственном контроле за оборотом отдельных видов оружия”, где даже слова “Оружие направлять сюда” на пулеуловителе написаны на двух языках;

- комната для проведения процессуальных действий - обособленное помещение с зарешеченным окошком, тонированным стеклом, видеокамерами, рабочим столом с тревожной кнопкой в виде ножной педали для вызова наряда и прочим;

- обзорная комната, расположенная рядом с комнатой для проведения процессуальных действий, отделенная от нее многослойным стеклом толщиной не менее 12-16 мм, работающим по принципу зеркала Гезелла, позволяющим наблюдать за проведением процессуальных действий.

Но что поразило больше всего, так это так называемый колодец - специальное отверстие в комнате для хранения оружия. Эта штука предназначена на тот случай, если вдруг на здание будет совершено нападение или хотя бы возникнет такая угроза. Тогда дежурный должен будет бросить в колодец ключи от оружейки. Сам по себе колодец представляет стальную трубу диаметром 80-120 мм с двумя коленами под углом 135 градусов, высотой 1500 мм и с незакрытым дном. Соответственно, ключи, выброшенные дежурным в экстремальной ситуации, провалятся куда надо и не достанутся злоумышленникам. И совершенно логично, что при строительстве торгово-офисного здания это тоже было предусмотрено!

Ну а поскольку городским властям не к чему было придраться (даже колодец на месте!), они решили выкупить объект у господина Раманкулова за 3,3 миллиарда тенге. Получается, квадратный метр обошелся бюджету в 634 615 тенге, то есть по цене самого элитного жилья в столице. Как нетрудно догадаться, весьма недешевый актив был приобретен способом из одного источника.

Самый же главный вопрос звучит очень просто: справедлива ли стоимость в 3,3 миллиарда тенге за здание площадью 5200 “квад­ратов”? Вряд ли кто-то знает ответ. Именно для этого и придумали процедуры госзакупок, чтобы государство приобретало имущество или услуги по самой выгодной стоимости через открытый и прозрачный конкурс хотя бы путем запроса ценовых предложений. Сейчас в столице продают десятки отдельно стоящих построек примерно такой же площади, и цена на них начинается где-то с миллиарда тенге. За 1,5-1,8 миллиарда можно легко найти подходящую.

Согласитесь, цифры заметно ниже, и именно эти цены можно назвать рыночными. Получается, акимат переплатил как минимум в два раза за комнату для допросов и колодец диаметром 80-120 мм с двумя коленами под углом 135 градусов?

И именно такие тендеры должны проверять компетентные органы на предмет законности, чтобы в обществе не возникали всякие нехорошие мысли об откатах. Но кто же будет проводить расследование, если в торгово-офисное здание, купленное по непонятной цене, уже заехала антикоррупционная служба?

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Аскара ДЖАЛДИНОВА, Алматы

Что ответил акимат на нашу публикацию вы можете прочитать здесь

Поделиться
Класснуть