4421

Золотая рыбка

Мало кто знает, что конфискованную у браконьеров рыбу сдают государству по 33 тенге за килограмм, тогда как ее стоимость на рынке варьируется от 800 до 1500 тенге. Почему так происходит, разбирался наш корреспондент.

Золотая рыбка

В Алматинской области семь крупных водоемов: озера Балхаш, Алаколь, Сасыкколь, Кошкарколь, Капшагайское водохранилище, река Или и ее дельта. Они разделены на 134 промыс­ловых участка. И только 88 компаний имеют право на добычу рыбы. За такой дар природы рыболовы не только платят налоги, но и должны заниматься зарыблением водоемов.

Если верить отчету руководства Алматинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира, в прошлом году эти хозяйства выпустили в озера 739 тысяч штук сеголеток ценных видов рыб. На водоемах, в том числе на малых и больших реках, которыми богат Жетысуский край, промышляют те, кто имеет путевку на любительскую рыбалку.

Это прозрачная часть рыбного промысла. А вот выявление темной стороны полностью возложено на рыбинспекторов и природоохранную полицию. С недавних пор к этим двум организациям прибавилась еще оперативная служба областного управления природных ресурсов и регулирования природопользования.

Как рассказывает заместитель руководителя Алматинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Аян БАХИЯНОВ, если у рыбаков есть официальное разрешение, они спокойно занимаются выловом. Проблема в тех, у кого не все в порядке с документами.

- На старых лодках догнать нарушителей просто невозможно. Как правило, они промышляют на современных быстроходных катерах, имеют средства связи и навигации, о которых наши инс­пекторы лишь мечтают, - признается он. - Но тем не менее наши сотрудники весной 2018 года на Капшагайском водохранилище изъяли у браконьеров 20 тонн незаконно добытой рыбы. Не подводят и алакольские рыбнадзоры. Осенью того же года они задержали браконьера с тремя тоннами рыбы.

Работа проводится не только на воде, но и на суше. В этом помогают сотрудники дорожной полиции. Раньше ры­биспекторы сами могли останавливать подозрительные автомашины и при выявлении нарушений составлять на браконьеров протоколы. Но сейчас в целях искоренения коррупции эту функцию передали другому ведомству. Зато оставили 389-ю статью КоАП “незаконная перевозка, хранение и сбыт объектов животного мира”. Само название говорит за себя. Рыбинспекторы конт­ролируют трассы, по которым везут рыбу.

Весной прошлого года в ходе совместного рейда “Браконьер”, который инспекторы проводят с сотрудниками природоохранной полиции на трассе М. Толебаева - Уштобе, был задержан микроавтобус. Водитель забил его 2161 килограммом судака без соответствующих документов. В отношении 26-летнего парня был составлен протокол административного правонарушения. Талдыкорганский специализированный межрайонный административный суд всю конфискованную рыбу изъял в доход государства.

Другой случай был зарегистрирован неделю спустя на трассе Талдыкорган - Усть-Каменогорск. Водитель грузовика перевозил 2058 килограммов судака без разрешительных документов. Решением Каратальского районного суда рыбу конфисковали. Но, пожалуй, самый большой улов принес 58-летний водитель фуры. В своем холодильнике он вез в Алматы 19 850 килограммов незаконно выловленного судака. По решению суда рыбу конфисковали.

В общей сложности за прошлый год за незаконную перевозку, хранение и сбыт рыбы в суды направлено 27 дел. Наложено 663 235 тенге штрафов. Нарушителям природоохранного законодательства предъявлен иск за ущерб рыбным ресурсам на 44 миллиона тенге.

- Самое трудное не выявление и даже не задержание браконьеров, а поиски временного хранилища для изъятой рыбы, - говорит начальник природоохранной полиции департамента полиции по Алматинской области Ерлан КУДЖАКОВ. 

- Бывает, что мы конфискуем 25 килограммов рыбы, а иногда и 25 тонн. И у нас постоянно возникает одна и та же проблема: где ее хранить? Мы ищем предпринимателей с холодильниками или же природопользователей, имеющих соответствующие документы, чтобы передать на хранение рыбу до решения суда.

Однако бизнесмены не всегда готовы идти навстречу борцам с браконьерами.

- Одно дело, если рыбы достаточное количество. К примеру, 1000 или 2000 килограммов. А то приносят два мешка и требуют запустить 20-тонный холодильник, - негодует предприниматель Владимир НИКИФОРОВ

- Ради 20 килограммов нести такие убытки никто не соглашается, в том числе и я. Тем более наши затраты никто не покрывает. Несем огромные убытки. И никого это не волнует. Правда, иногда ребят жалко становится, приходится идти им навстречу.

Специальные складские помещения с холодильными установками ни природоохранная полиция, ни территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира, ни областное управление природных ресурсов не имеют.

В прошлом году было изъято 23 тонны рыбы. Но вот что удивительно: в департаменте юстиции Алматинской области, где аккумулируются все исполнительные документы по конфискации рыбы в доход государства, мы нашли всего 12 854 килограммов рыбы.

Вопрос, куда делось свыше 10 тонн конфиската, остается открытым.

От реализации 12 854 кило­граммов рыбы государство получило 774 253 тенге прибыли (в эту сумму включены еще и штрафы за незаконную перевозку).

Так что жалобы бизнесменов на то, что хранить конфискованную рыбу им невыгодно, вызывают большие сомнения.

Сандугаш ДУЙСЕНОВА, фото автора, Алматинская область

Поделиться
Класснуть