6311

Плагиат не утаить

Скандал вокруг докторской диссертации вице-министра образования и науки Фатимы ЖАКЫПОВОЙ набирает обороты

Плагиат не утаить

Успех пришел, откуда не ждали: научный труд замглавы МОН “Концептуальные основы финансовой конвергенции в условиях постиндустриального развития” обсуждают уже за границей! Диссертацию высокопоставленной чиновницы сначала оценила зарубежная система StrikePlagiarism (см. “Наш мнимый доктор”, “Время” от 9.10.2019 г.), а на днях свое мнение по тому же поводу высказала российская компания “Антиплагиат”, разработчик аналогичной системы. Россияне не только провели собственный анализ научной работы казахстанского вице-министра, но и разослали в СМИ пресс-релиз с результатами. Увы, они оказались для госпожи Жакыповой плачевными: по данным “Антиплагиата”, в ее диссертации содержатся “неправомерные заимствования в размере 52% от общего объема работы”. Корреспондент “Времени” решил узнать подробности у исполнительного директора компании “Антиплагиат” Юрия ЧЕХОВИЧА.

- По какой причине вы решили изучить диссертацию вице-министра Жакыповой - к вам кто-то обратился или это была инициатива вашей организации?

- Мы получили информацию из открытых источников о том, что в Казахстане развивается такой скандал, и обратили внимание, что наименование компании “Антиплагиат” используется в совершенно неправильном ключе.

- Почему вы сделали анализ диссертации только после того, как свою экспертизу предоставила анализ-система StrikePlagiarism?

- Как раз все было наоборот. В нашей системе “Антиплагиат” отчет был сделан еще 29 мая 2019 года. Поэтому технически “Антиплагиат” выдал результаты намного раньше кого бы то ни было. После того как мы увидели, что общественность получает недостоверную информацию о результатах работы нашей системы, мы решили выступить с разъяснениями. Для того чтобы разъяснения были обоснованы, у нас не было другого выхода, как произвести самостоятельный анализ. Мы также рассмотрели справку, выданную казахстанским АО “Национальный центр государственной научно-технической экспертизы”. Результаты анализа других систем и специалистов мы не изучали.

- Вы подчеркнули, что этот наццентр никак не мог проверить диссертацию Жакыповой в системе “Антиплагиат”, поскольку эта организация с вами не сотрудничает. По какой причине нет этого сотрудничества?

- Этот вопрос следует в первую очередь задать АО “НЦГНТЭ”. Начиная с 2015 года мы неоднократно и в письменной, и устной форме предлагали АО “НЦГНТЭ” сотрудничество. В 2017 году я приезжал в НЦГНТЭ, выступал с докладом и вел переговоры. Однако до сих пор АО “НЦГНТЭ” никак не реагирует на наши предложения.

- Что вы думаете о научных “перспективах” Фатимы Жакыповой?

- Я не могу комментировать такие вопросы, поскольку не являюсь специалистом в области права, тем более права другой страны. Здесь мы сталкиваемся, скорее, не с вопросами правовой сферы, а с принципами академической этики и честности. Мне известны случаи, когда лица, в диссертациях которых был обнаружен плагиат, добровольно отказывались от ученых степеней.

Стратегически важнейшим принципом в области науки и образования является открытость. На мой взгляд, было бы правильно ввести положение о том, что все диссертации перед защитой должны попадать в открытый доступ и далее находиться в нем в течение всего срока профессиональной деятельности автора. Эта мера действительно способна коренным образом повысить качество науки.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта jewish.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть