Наш мнимый доктор
Плагиат в научной работе замглавы МОН Фатимы Жакыповой подтвердила зарубежная анализ-система StrikePlagiarism
В начале осени в соцсетях разразился околонаучный скандал: труд вице-министра образования и науки Фатимы ЖАКЫПОВОЙ на соискание ученой степени доктора экономических наук назвали плагиатом. Чиновница не стала отмалчиваться - на своей странице в Фейсбуке разместила документ из Национального центра государственной научно-технической экспертизы (НЦГНТЭ), в котором указано, что диссертация проанализирована с помощью системы “Антиплагиат” и никаких совпадений с работами, размещенными в базах данных центра, не найдено. Вооружившись этой бумагой, вице-министр публично пригрозила подать в суд на тех, кто распространяет сомнительную информацию о ее диссертации. Однако вопрос остался открытым: является ли научная работа Жакыповой на самом деле уникальной и безупречной с точки зрения заимствования чужих трудов?
Как оказалось, в сентябре проректор по академической работе Satbayev University Ринат ИСКАКОВ тоже проанализировал диссертацию Фатимы Жакыповой, использовав систему StrikePlagiarism компании Plagiat.pl. Эта платформа является разновидностью “Антиплагиата” и применяется в Казахстане и других странах СНГ и Евросоюза. По сути, это огромная база данных, которая исследует научные работы и дает заключение, есть ли в них заимствованные материалы. К сожалению вице-министра, система вынесла неприятный вердикт: в ее диссертации заимствований полным-полно.
В заключении так и указано: значительная часть текста в диссертации Жакыповой заимствована с нарушением академических правил цитирования. Проще говоря, вице-министр “забыла” поставить кавычки, когда брала фрагменты из чужих научных работ.
- Действительно, анализ работы госпожи Жакыповой проводил один из пользователей системы StrikePlagiarism Ринат Искаков, проректор одного из казахстанских вузов, - пояснил корреспонденту “Времени” исполнительный директор международной компании Plagiat.pl Али ТАХМАЗОВ.
- Результаты подтверждают, что автор использовала ряд источников без их указания. Если отсутствует ссылка на авторов используемых в работе текстов, это доказывает наличие плагиата. Несмотря на то что в казахстанском законе об образовании ничего не сказано о запрете плагиата, в вашей стране есть законодательство об авторском праве, где указано, что чужую интеллектуальную собственность использовать без ссылки нельзя. Так что на основе анализа можно сделать однозначный вывод: в данном случае имеет место плагиат.
И это недопустимо, - категоричен Али Тахмазов. - Мы ведь ведем речь о научной работе на соискание ученой степени доктора наук. Если кавычки забыл поставить студент при подготовке реферата, можно его пожурить и попросить переделать. Но в данном случае соискатель получил докторскую степень! Такие ошибки неприемлемы.
Даже если в работе Фатимы Жакыповой поставить все нужные кавычки, возникнут вопросы к компетенции автора, считает исполнительный директор Plagiat.pl:
- Согласно анализу чуть ли не половина текста госпожи Жакыповой - это заимствования. При этом большую часть этих заимствований автор даже не пытался перефразировать, а просто вставил их в свою диссертацию. В научном мире это не приветствуется. Система также выявила, что еще и один из рисунков был перекопирован из чужой работы.
Это очень болезненная тема для всего академического сообщества, поскольку в данном случае речь идет об одном из руководителей Министерства образования и науки, который должен быть примером для всего мира науки, - подчеркнул Али Тахмазов. - Честность начинается с себя. К сожалению, при законодательном вакууме и отсутствии должного отношения общества к плагиату такие истории будут повторяться очень много раз.
А как же быть с заключением НЦГНТЭ, который сделал вывод, что претензий к диссертации вице-министра быть не может?
- Почему наццентр выдал такую справку, я не знаю. Могу лишь сказать, что база этой организации довольно ограниченная, возможно, поэтому и вывод такой, - рассуждает исполнительный директор Plagiat.pl. - Но в любом случае мое мнение однозначно: подобные экспертизы негативно отражаются в первую очередь на авторах научных работ. Согласно закону они направляют в НЦГНТЭ свои труды для проверки, платят за эту проверку огромные суммы, получают ответ, что у них все чисто, плагиата нет, а потом возникает вот такая ситуация. Значит, можно монопольно устанавливать любую стоимость за свои услуги и не нести ответственности за качество анализа. Кто-нибудь проверял, как работает алгоритм НЦНТЭ? Я такого нигде в мире не видел. Это парадокс, который портит имидж Казахстана. И эту проблему нужно решать на самом высоком уровне. Я участвовал в онлайн-конференции вашего министра образования, и он заверил общественность, что сейчас с правовой точки зрения никаких проблем нет, все правовые акты для обеспечения законности борьбы с плагиатом есть. Но указана ли там ответственность за плагиат? Я пока эти документы не видел, надеюсь, их опубликуют. На мой взгляд, Казахстану нужно задуматься о том, что в законодательстве начали использовать термин “плагиат” и, соответственно, принимать меры к тем, кто им занимается.
Факты в тему
Вот какой вывод сделан при анализе научной работы Жакыповой Ф.Н. на тему “Концептуальные основы финансовой конвергенции в условиях постиндустриального развития” с помощью системы StrikePlagiarism:
1. Уровень заимствований по второму коэффициенту подобия - 38,84 процента, то есть заимствованные фразы длиной не менее 25 слов. Всего заимствованных слов 40 802 из 84 119, или 48,5 процента, для полнотекстового формата это приблизительно 115 страниц текста из 258.
2. 35 099 слов (41,7 процента текста), или порядка 100 страниц, заимствованы с нарушением академических правил цитирования. На них даны ссылки, но не приведено цитирование с заключением чужого авторского текста в кавычки.
3. 5703 слова (6,8 процента текста), или порядка 16 страниц, заимствованы с нарушением академических и научных правил реферирования, а именно: не даны ссылки на заимствованные работы чужих авторов.
4. Из работы Сергиенко Я.В. “Финансы и реальный сектор” от 2004 г. (в списке использованной диссертантом литературы данная работа упоминается под номером 6, но не в реферировании этой части текста) заимствовано без реферирования 1952 слова, или около пяти с половиной страниц текста.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА и с сайта biliktilik.apa.kz, с личной страницы Али ТАхмазова в Facebook, Алматы