8011

Нашла коса на яйца

Неожиданный протест генпрокурора стал поворотным событием в скандально громком деле противостояния антимонопольной службы и костанайской птицефабрики “Жас-Канат-2006”. Корреспондент “Времени” отыскал в этом протесте тезисы своих расследований.

Нашла коса на яйца

Полгода наша газета следила за тем, как расплачивался своей карьерой за принципиальность теперь уже бывший глава Костанайского департамента регулирования естественных монополий Малик МАДИЯРОВ. Он вошел в жесткий клинч со своим столичным руководством из-за того, что назначил проверку на птицефабрике. Она должна была выявить, есть ли на этом предприятии признаки ценового сговора, из-за которого резко выросла цена на куриные яйца. Однако довести работу до логического конца антимонопольщикам не дали: в деле отмены проверки отметились и суды, и профильный республиканский комитет (КРЕМ). В частности, эта структура в нарушение норм гражданского законодательства взяла да и отозвала из Верховного суда (ВС) жалобу костанайского департамента на апелляционное решение об отмене проверки. Незаконность этого шага состояла в том, что КРЕМ не являлся стороной по делу, а значит, не мог вмешиваться в процесс.

Тогда в октябре прошлого года я обратился к руководству главного надзорного ведомства страны с запросом, в котором просил дать оценку происходящим событиям с точки зрения соблюдения государственных интересов. Вопросы мои были приняты, но остались без ответов. Однако в генпрокуроровском протесте, направленном в ВС, ответы, по сути, были даны.

Вкратце они таковы: выводы облсуда об отсутствии законных оснований для проверки птицефабрики ошибочны. Представление председателя ВС, поддержавшего позицию костанайских антимонопольщиков, Верховным судом оставлено без рассмотрения необоснованно. Объясняется это практически так же, как и в моем запросе, а также в публикациях “КРЕМ для битья” и “Какого КРЕМа?” (см. “Время” от 11 и 16.10.2018 г.) со ссылкой на статью 435 Гражданско-процессуального кодекса: “Комитет не является лицом, участвующим в деле, его полномочия на представительство интересов департамента в суде надлежаще не оформлены. Следовательно, заявление комитета об отзыве ходатайства департамента не являлось основанием для прекращения производства по делу”.

Кроме того, генпрокурор указывает на факты, которые прежде активно замалчивались во всех инстанциях, а именно: что в 2016 году всего за три месяца рост цен на яйца разных категорий, производимых костанайской птицефабрикой, составил от 57,7 до 73,9 процента. А еще о том, что две компании, через которые “Жас-Канат-2006” торгует своей продукцией, имеют одних и тех же руководителей и учредителей, то есть “входят в одну группу лиц и рассматриваются как единый субъект рынка”! Между тем из 197 млн штук яиц, произведенных “Жас-Канатом”, более 146 млн были проданы как раз через эти самые две торговые компании. Так почему бы не проверить, был ли там ценовой сговор? И в чем, скажите, тогда была вина костанайских антимонопольщиков?

Остается лишь надеяться, что ответы на все прозвучавшие в этой статье вопросы мы узнаем в самом ближайшем будущем. Развязка близка...

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть