10774

Кто раскаялся, тот не виноват?

Ответственный секретарь Министерства культуры и спорта, уличенный в получении огромной взятки, попросил суд сделать ему скидку в 100 миллионов тенге

Кто раскаялся,  тот не виноват?

В Астане до суда наконец-то дошел громкий коррупционный скандал с участием второго человека из Министерства культуры и спорта - ответсека Куатжана УАЛИЕВА. Осенью прошлого года он был изобличен в получении взятки вместе с коллегой - директором административного департамента, уполномоченным по этике министерства Еренаем ДАРЖИБАЕВЫМ. На скамье подсудимых оказались и взяткодатели - директор ТОО “Казакпарат” Конысбек БОТБАЙ и его подчиненный Нуркен КУРАЛБАЕВ.

Все четверо пришли в суд с процессуальными соглашениями - то есть полностью признали свою вину и договорились с Генеральной прокуратурой о размере наказания. Однако председатель Есильского райсуда по уголовным делам Бакытжан ЕСЕНОВ посчитал, что надзорный орган проявил чрезмерную гуманность к чиновникам и их кормильцам.

Фамилии Даржибаева и Уалиева прогремели на всю страну в октябре 2018 года, когда один из них был задержан с поличным в столичном ресторане Wall Street при получении 37,5 тысячи долларов. А спустя несколько дней выяснилось, что эти деньги предназначались в том числе и ответсеку Минкультспорта. Газета “Время” первая сообщила о задержании высокопоставленного чиновника из этого ведомства, а чуть позже рассказала читателям подробности операции антикоррупционной службы (см. “За что боролся” от 24.10.2018 г. и “Минкульт-привет” от 29.10.2018 г.).

Вкратце суть преступной схемы была такова: министерство выделяло огромные деньги на печать так называемой социально важной литературы, а заказы без объявления открытого конкурса доставались издательству “Казакпарат”, которое возглавляет Конысбек Ботбай. Причем продолжалось это годами - в 2016 году “Казакпарат” напечатал литературу на 73 миллиона тенге, в 2017-м - на 135, а год спустя - еще на 140 миллионов! А 37,5 тысячи долларов, переданные Даржибаеву, оказались благодарностью за общее покровительство.

Чиновники и коммерсанты еще в ходе следствия поняли, что вляпались по полной, поэтому договорились с Генеральной прокуратурой о процессуальных соглашениях. Куатжан Уалиев признал себя виновным в получении взятки (статья 366, часть 3, УК) и согласился на штраф в 20-кратном размере от полученной суммы, что составило около 275 миллионов тенге. Еренай Даржибаев выбрал себе другой вид наказания - лишение свободы сроком на 6 лет. Руководитель ТОО “Казакпарат” Конысбек Ботбай признал вину в даче взятки (статья 367, часть 3, УК) и попросил оштрафовать его в десятикратном размере от суммы благодарности - это чуть более 137 миллионов тенге. Наконец, главный специалист издательства Нуркен Куралбаев пообещал заплатить штраф, в пять раз превышающий взятку, - 68,5 миллиона тенге.

С такими цифрами дело попало к судье Бакытжану Есенову. Он внимательно изучил сроки и размеры штрафов и сравнил с тем, что есть в Уголовном кодексе. Согласно части 3 статьи 366 (получение взятки группой лиц по предварительному сговору в крупном размере), виновные получают либо штраф в 60-70-кратном размере, либо реальный срок - от 7 до 12 лет. Уалиеву же Генеральная прокуратура почему-то решила умножить сумму взятки всего на 20, а Даржибаева отправить за решетку на 6 лет. То же самое касается и взяткодателей - либо штрафы в 30-40-кратном размере, либо срок от 7 до 12 лет, но здесь суммы оказались явно меньше. При этом никакой конфискации имущества, что тоже предполагается Уголовным кодексом! Чем эта четверка заслужила такие привилегии, совершенно неясно.

Давайте возьмем калькулятор и подсчитаем. Уалиев получил взятку в размере 13,7 миллиона тенге. Умножаем эту цифру на 60, и выходит сумма штрафа 822 миллиона тенге! А прокурор согласился “всего” на 275. То есть государство, и так пострадавшее от деятельности чиновника-взяточника, могло недополучить порядка 550 миллионов по милости Генеральной прокуратуры. При этом бывшему ответсеку хватило наглости в суде попросить скидку - дескать, у него имущества всего на 170 миллионов, денег не хватает, сын получает всего 50 тысяч тенге (при чем тут это?).

Захотел уменьшить сумму штрафа и директор “Казакпарата” Ботбай - дескать, его виновность вообще поставлена под сомнение, поскольку он проявил деятельное раскаяние и дело может быть прекращено. Не стали молчать и двое других подсудимых - Даржибаев заявил, что срок в процессуальном соглашении слишком большой, а Куралбаев посчитал, что дело должно быть прекращено в связи с его деятельным раскаянием.

Судья Есенов выслушал все стороны и принял решение вернуть уголовное дело в Генеральную прокуратуру, поскольку счел избранное надзорным органом наказание слишком мягким. Со стороны ситуация действительно выглядит довольно странно: борцы с коррупцией поймали высокопоставленных чиновников с поличным, раскрыли преступную схему, но взяточники и взяткодатели быстренько покаялись и попросили о снисхождении. А если бы их не вычислили, они бы продолжили собирать откаты? С высоких трибун постоянно раздаются призывы ужесточать ответственность за взятки, но по факту этого не происходит. Интересно, что обо всем этом думает новый Генеральный прокурор Гизат НУРДАУЛЕТОВ - должно ли государство спрашивать с коррупционеров по полной или кому-то из них можно делать скидки?

Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана

Поделиться
Класснуть