Процессуальное подношение
Карагандинского прокурора признали виновным в вымогательстве взятки у подсудимых
В наших коррупционных реалиях случается и такое: два уголовных дела породили третье. В свою очередь, оно наглядно показало, что блюстители законности порой сами не прочь растоптать права людей ради личного обогащения. Сотрудник Казыбекбийской районной прокуратуры Караганды Ерлан БАЛХАБЕКУЛЫ, по версии следствия, пытался получить от трех подсудимых миллион тенге. А теперь будет вынужден пополнить казну государства на сумму в 18 раз больше.
Полгода назад мы рассказывали о том, что прокурор Балхабекулы загремел на скамью подсудимых по обвинению во взяточничестве. Его дело поступило в Казыбекбийский райсуд, где он нередко выступал на процессах в качестве гособвинителя. Разумеется, он был хорошо знаком местным судьям. А его адвокат Бахыт АХМЕТОВА, приходящаяся Ерлану родной тетей, так и вовсе в этом храме Фемиды чувствовала себя как дома. Потому что незадолго до задержания племянника сама работала там судьей, а затем по собственному желанию ушла в отставку.
В законе не сказано, что вершителям правосудия запрещено проводить слушания, если в них участвуют их бывшие коллеги. Тем не менее вопросы об объективности разбирательств невольно возникали. К тому же в материалах дела были обнаружены процессуальные нарушения, из-за которых его вернули в прокуратуру на доработку (см. “Процесс для своих”, “Время” от 13.10.2018 г.). И вот, как мы и обещали, расскажем, чем завершился столь любопытный процесс.
Во-первых, отметим, что наши сомнения не оказались беспочвенными: в Казыбекбийский райсуд дело Балхабекулы больше не вернулось. Его рассматривала судья Октябрьского райсуда Асель ЖУВАНЫШЕВА. Во-вторых, после оглашенного ею приговора можно говорить о подробностях, которые ранее не были известны.
К примеру, выяснилось, что опальному прокурору помимо получения взятки вменили в вину еще и халатность в связи с надзором над совершенно нелепым делом. Четыре года назад старший следователь Михайловского отдела полиции Арман ЯГУДИНОВ решил улучшить показатели раскрываемости преступлений. И сочинил кражу, не выходя из кабинета. Собственноручно написал рапорт о хищении солнцезащитных очков на местном рынке героем одной из наших прежних публикаций Азаматом ЯКУПОВЫМ (см. “Особа, приближенная к прокурорам”, “Время” от 8.9.2018 г.). Этот ныне покойный наркоман не единожды брал на себя мелкий криминал в обмен на небольшое вознаграждение или поблажки со стороны правоохранителей. А те рисовали в своих отчетах нужные галочки.
Идиллию нарушила спецпрокуратура, упаковавшая несколько карагандинских полицейских за странные связи с наркоманом. Некоторым из них удалось добиться оправдания, но еще ряд сотрудников были осуждены. Следователь Ягудинов оказался в их числе. Как выяснилось, он выдумал показания потерпевшей и подозреваемого, составил протоколы допроса и сам же устранил конфликт: примирил стороны, согласившись от их имени проводить расследование в упрощенном порядке. Всего настрочил 14 липовых документов, которые отправил в прокуратуру. Там изучением предоставленных материалов занимался Ерлан Балхабекулы. Он должен был пригласить к себе подозреваемого и потерпевшую для разъяснения последствий прекращения дела по нереабилитирующим основаниям. Однако этого не случилось.
Уголовное производство было прекращено, как сказано в приговоре, на основании письменных заявлений неизвестных лиц. В прошлом году прокуратура Карагандинской области выявила этот нелицеприятный факт. Следователь Ягудинов получил два года и три месяца ограничения свободы за фальсификацию доказательств и привлечение невиновного человека к ответственности. А прокурору Балхабекулы пришлось отвечать за дела минувших лет только сейчас.
Впрочем, халатность выглядит мелким довеском к основному обвинению во взяточничестве. Напомним, прошлой весной Ерлан Балхабекулы был гособвинителем на закрытом процессе Алексея КОРЯБИНА, Даурена КАПАНОВА и Жансулу САРСЕМБЕКОВОЙ. Их поначалу подозревали в похищении несовершеннолетней с целью ее сексуальной эксплуатации, но в итоге судили за организацию притона для занятия проституцией и сводничество. На одном из слушаний подсудимые объявили о желании заключить процессуальное соглашение с прокуратурой о признании вины. Однако, как отмечает следствие, вместо надлежащего рассмотрения их ходатайств Балхабекулы решил стрясти с них деньги.
Сперва пригласил к себе в рабочий кабинет Капанова и Сарсембекову, заявив, что каждый из них должен ему заплатить за процессуальное соглашение по 350 тысяч тенге. Еще 300 тысяч запросил с Корябина. Таких сумм у троицы не было. Сарсембекова даже приносила прокурору документы на дачу и автомобиль, предложив ему продать имущество и взять себе деньги. Но служивый не согласился и продолжил настаивать на предоставлении наличных. Тогда Сарсембекова созвонилась со знакомым сотрудником УБОП, который свел ее с человеком из областной прокуратуры. Почти в то же время Алексей Корябин отправился в карагандинский ДКНБ и написал заявление о вымогательстве взятки. В результате была создана межведомственная следственно-оперативная группа из числа спецпрокуроров и чекистов.
Вечером 16 мая она провела спецоперацию по задержанию предполагаемого коррупционера. Заявителю Корябину вручили спецсредства для фиксации разговора с подозреваемым и меченые купюры. Встретившись с Балхабекулы возле одного из городских кафе, Алексей сел в его машину, положил пачку банкнот возле коробки передач и поинтересовался, будет ли все нормально с процессуальным соглашением. В ответ прокурор дал свои гарантии. Едва Корябин покинул автомобиль, к нему кинулись сотрудники спецслужб. Балхабекулы попытался дать газу и удрать, но его блокировали с двух сторон машинами. Вытащили из салона и уложили на асфальт. Со слов комитетчиков, во время задержания прокурор пробовал вырваться и укусил одного из сотрудников за руку. Правда, рапорт об этой мелочи они решили не составлять. А Балхабекулы утверждает, что один из тех, кто его крутил, сам засунул палец в рот и стал растягивать ему губу.
На закончившемся в конце прошлой недели судебном процессе экс-прокурор категорически не признавал своей вины по обоим обвинениям. Утверждал, что Корябин сам вызвался… занять ему денег. Ну а что? Почему бы подсудимому не помочь нуждающемуся в финансовых средствах гособвинителю? Но куда же деть скрытую аудио- и видеофиксацию и найденные в автомобиле меченые купюры? И слова жертв, хором утверждавших о вымогательстве в общей сложности миллиона тенге?
В итоге судья Асель Жуванышева освободила его от уголовной ответственности за халатность по делу Якупова и Ягудинова, поскольку истек срок давности с момента совершения правонарушения. А вот в получении взятки Балхабекулы был признан виновным. Ему предстоит выплатить штраф в размере 18 миллионов тенге. Кроме того, он на всю жизнь лишился права занимать посты на госслужбе и потерял чин юриста 2-го класса. Приговор еще не вступил в законную силу и, возможно, будет обжалован в апелляционной инстанции.
Ирина МОСКОВКА, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда