5317

Процесс для своих

     Любопытный сюжет разыгрывается в Казыбекбийском райсуде Караганды. Пред очи Фемиды вот-вот предстанет прокурор Ерлан БАЛХАБЕКУЛЫ, который недавно в этом же храме правосудия поддерживал обвинение в отношении трех карагандинцев. Блюстителю законности вменяют в вину получение от них взятки в обмен на наказание, не связанное с лишением свободы. Дополнительной пикантности этой истории добавляет тот факт, что адвокатом прокурора выступает его родственница - бывшая судья все того же Казыбекбийского райсуда Бахыт АХМЕТОВА, снявшая мантию буквально в прошлом году.

Минувшей весной сотрудник Казыбекбийской прокуратуры Ерлан Балхабекулы участвовал в качестве гособвинителя в деле карагандинцев Алексея КОРЯБИНА, Даурена КАПАНОВА и Жансулу САРСЕМБЕКОВОЙ. Что именно они натворили, официально не разглашается: их дело закрыто от посторонних глаз в судебной базе (будем наде­яться, что печать таинственности наложена по закону, а не связана с чьей-либо прихотью).
...Но вернемся к нашей коллизии. 16 мая возле кафе KFC в карагандинском микрорайоне “Орбита” Ерлан Балхабекулы встретился с подсудимым Корябиным. По версии сотрудников внутренней безопасности прокуратуры и ДКНБ, наблюдавших за этим рандеву, гос­обвинитель вымогал у попавших в жернова правосудия троих граждан деньги в обмен на заключение процессуального соглашения, в котором бы не шла речь о водворении их за решетку. Скорее всего, фигурантов могли бы приговорить к штрафу либо к ограничению свободы. Или, наконец, назначить им условный срок. Как бы там ни было, цена относительной свободы оказалась недорогой - всего 300 тысяч тенге. Когда Корябин передал сотруднику надзорного органа эту сумму, незадачливого прокурора тут же задержали. С 17 по 29 мая Ерлан Балхабекулы содержался под стражей, а потом его отпустили под залог.
Недавно расследование закончилось, и материалы “прокурорского дела” поступили в Казыбекбийский райсуд к судье Айгуль МУРЗАБЕКОВОЙ. Однако процесс так и не пошел, прекратившись на стадии предварительных слушаний. Вы спросите почему? Да потому, что при составлении обвинительного акта следователи допустили оплошность: помимо получения взятки предъявили еще и часть вторую статьи 361 УК “злоупотребление должностными полномочиями”. Возможно, оно там и усматривалось. Но как раз именно эту вторую часть в минувшем июле исключили из Уголовного кодекса.
На промах следствия обратила внимание судьи Мурзабековой адвокат Бахыт Ахметова. Та самая, что до 2017 года носила мантию и вершила судьбы людей в залах заседаний Казыбекбийского райсуда, а потом подала в отставку по собственному желанию. Теперь г-жа Ахметова в статусе адвоката бьется с представителями обвинения за попавшего в переплет своего 28-летнего племянника Ерлана Балхабекулы.
Отметим, что к словам адвоката председательствующая по делу судья Мурзабекова прислушалась. Но, похоже, еще большее впечатление на нее произвел представляющий сторону гособвинения прокурор Куаныш ЖЕКСЕНБАЕВ. Он попросил назначить главное судебное разбирательство, поскольку ему... ничего не известно об исключении вышеупомянутой статьи из УК. Видимо, сотрудник надзорного органа не уследил за законодательными новеллами. Кроме того, между ним и адвокатом Ахметовой завязался спор по поводу людей, передавших мзду. Защитница считает, что их необоснованно признали потерпевшими и получение взятки считается коррупционным правонарушением. А из материалов дела не ясно, какие именно права и интересы Корябина, Капанова и Сарсембековой были нарушены и какой ущерб они понесли. Прокурор Жексенбаев в ответ настаивал, что вред этим троим все-таки был причинен, а значит, статусом потерпевших их наделили правомерно.
В итоге судья Мурзабекова, ссылаясь на то, что суд не является органом уголовного преследования и не может обсуждать на стадии предварительного слушания обстоятельства квалификации действий подсудимого, решила вернуть дело прокурору для устранения процессуальных нарушений. Как только блюстители законности подрихтуют материалы, дело снова вернется в тот же суд.
Конечно, наши законы не запрещают бывшим судьям становиться адвокатами и браться за защиту кого угодно. И вроде бы повода для отвода у служителей Фемиды из Казыбекбийского райсуда нет. В статье 87 Уголовно-процессуального кодекса есть лишь довольно размытый пункт 6. Он гласит: “Судья не может участвовать в рассмотрении дела, если имеются иные обстоятельства, дающие основания считать, что он прямо или косвенно заинтересован в этом деле”. Но детали этой истории сплелись столь причудливо, что невольно возникают вопросы к рассмотрению дела именно в данном суде, в котором распростившаяся с прежней профессией судья несколько лет тесно общалась с теми, от кого теперь зависит судьба ее близкого родственника.
В нашем же случае почему-то предпочли не выносить сор (то бишь дело) из избы.

Ирина МОСКОВКА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Караганда

От редакции Мы продолжим наблюдать за развитием событий и обязательно расскажем нашим читателям, чем все закончится.

Поделиться
Класснуть