4965

Год за два - жив едва

Оправдан человек, осужденный за попытку убийства в 2017 году замначальника Аркалыкского ГОВД Жениса АХМЕТОВА, а также его родных и знакомых.

Год за два - жив едва

Об этом серьезном деле не писала пресса, хотя оно могло бы стать очень громким. Теперь же ему уготована более интересная судьба: оказывается, 39-летний аркалыкчанин Нурхан БАРАКОВ, признанный виновным в покушении на убийство двух и более лиц с отягчающими обстоятельствами, был осужден незаконно. При этом он провел в заключении без малого два года.

История эта случилась в марте 2017-го, когда Нурхан и его приятель-ровесник Асет АБДИКАРИМОВ, как следует отметив Международный женский день, ночью оказались у дома, в котором жил полицейский чин (сегодня г-н Ахметов работает уже начальником ГОВД Аркалыка). Надо сказать, что жилище это было временным: Ахметов в то время только что был назначен на должность и, так как своего жилья в Аркалыке у него еще не было, расположился у знакомых.

Хозяина дома Жангельды КОШКИНБАЕВА разгоряченный спиртным Асет ненавидел. Тому была веская причина: Кошкинбаев присутствовал при убийстве родного брата Абдикаримова. В ярости Асет стал ломиться в двери чужого дома. Монтировкой он разбил стекла пластиковой двери. И еще у него был нож.

И вот с этого момента начались события, совершенно по-разному отраженные и оцененные сначала следствием, а потом и судом двух инстанций. Костанайские судьи отчего-то не задались вопросом, почему показания четверых потерпевших в главном судебном разбирательстве диаметрально противоположны их словам во время следствия. Однако благодаря именно им Бараков получил обвинительный приговор и наказание - 15 лет 3 месяца лишения свободы!

Потерпевшие (в том числе и Ахметов) в один голос твердили: их первоначальные показания неверные, так как были даны в шоковом состоянии и плохом самочувствии. Если на допросах сразу после ЧП все говорили, что Бараков никого не убивал и даже не бил, то потом вдруг возникла версия о его драке с хозяином дома.

Интересно, что версию об активной роли Баракова в нападении, которую в суде энергично продвигал полицейский Ахметов, подтвердили не все потерпевшие, из-за чего адвокат Ешмухамет ШИКТЫБАЕВ заявил о неустранимых сомнениях в виновности своего клиента. К сожалению, эти слова специализированный уголовный суд, а затем и апелляционная коллегия Костанайского облсуда оставили без внимания.

Однако нестыковки были наконец замечены надзорным органом. В протесте генпрокурора с просьбой оправдать Баракова было указано: умысел на убийство потерпевших ничем не доказан, следы якобы нанесенных побоев не зафиксированы, мотив преступления не установлен, факт сговора не доказан… При этом вина его подельника Абдикаримова в целом сомнению не подвергалась.

- Между тем Баракову было назначено очень тяжелое наказание, определившее его нахождение в колонии максимальной безопасности, - рассказывает адвокат Шиктыбаев. - Тогда как срок Абдикаримова (15 лет 8 месяцев) оказался лишь на 5 месяцев дольше…

Теперь Верховный суд, удовлетворив протест генпрокурора, вынес новый приговор Баракову. Его оправдали за отсутствием состава тяжкого преступления. За незаконное проникновение в жилище ему назначили… лишь один год лишения свободы. Однако фактически за свои деяния он отсидел в строжайших условиях заключения почти два года!

Участь Абдикаримова тоже была несколько смягчена: из квалификации его деяний была удалена формулировка признака совершения преступления группой лиц. Правда, срок наказания оставлен прежним.

- Сегодня я уже готовлю материалы для иска Баракова к госор­ганам, - сообщил Ешмухамет Шиктыбаев. - Посоветовал своему клиенту больших сумм не требовать. Исходя из практики подобных дел больше двух миллионов в качестве компенсации морального ущерба у нас не назначают. Но он большего и не хотел…

А теперь давайте вспомним, что текущий год председатель Верховного суда РК Жакип АСАНОВ объявил годом качества правосудия. И посмотрим, кто обеспечил вынесение незаконных приговоров Нурхану Баракову. Выясняется, что среди них знакомые все лица. Мало того, они знакомы нашим читателям по прежним публикациям “Времени”.

Три года назад мы опубликовали статью о родственных связях в судейской среде (см. “Именем отца и сына…”, “Время” от 26.5.2016 г.). Вскрыв крепкое (кровное!) сплетение правоохранительной и судебной систем Костанайщины, мы надеялись на изменение ситуации. Однако выяснилось, что воз и ныне там.

Судите сами: у судьи Абая РАИСОВА (сейчас он председатель специализированного межрайонного следственного суда, вынесшего незаконный приговор Нурхану Баракову) брат - председатель Федоровского райсуда Алтай АБДЫГАЛИ, сноха - судья Костанайского горсуда Маншук ДЮСУПОВА, дочь - судья Рудненского горсуда Меруерт АБАЕВА, сын Аргын РАИСОВ и дочь Малика МУРЗАБАЕВА - сотрудники прокуратуры.

И как тут не вспомнить о том, что судья Костанайского облсуда Клышпай САЛЬМУХАМЕТОВ, чья подпись стоит в утвердившем наказание Баракову приговоре апелляционной коллегии, занимает должность председателя комиссии по судейской этике. Между тем он - родной брат председателя Рудненского горсуда Арыстанбая САЛЬМУХАМЕТОВА.

А может, ответы на вопросы качества костанайского правосудия стоит поискать еще и в плоскости родственных связей? Мнение ответственных лиц на этот счет мы готовы опубликовать в одном из ближайших номеров “Времени”.

Стас КИСЕЛЁВ, Костанай

Поделиться
Класснуть