6728

Отвечайте за базар!

Межрайонный экономический суд Алматы отказал в иске городским властям о сносе складов рынка “Мизам” и признал проверку чиновников незаконной

Отвечайте за базар!


Прошло больше трех месяцев с тех пор, как владельцы крупного алматинского рынка “Мизам” заявили о давлении со стороны городских властей. По их словам, конфликт начался с того, что на территории парковки был обнаружен неубранный снег, администрацию тут же оштрафовали, а управление земельных отношений объявило о расторжении договоров аренды двух земельных участков, на которых располагается рынок. О своем несогласии с этим решением на специальной пресс-конференции объявил бизнесмен Досмукан КЕРИМБАЕВ, являющийся совладельцем рынка, а в обществе развернулась дискуссия, можно ли закрывать дорогостоящие проекты из-за незначительных нарушений (см. “Mizam, закройся!”, “Время” от 23.11.2018 г.). Так что же происходит вокруг рынка сейчас? Об этом корреспондент “Времени” решил узнать у юриста Сергея УТКИНА (на снимке), представляющего интересы владельцев “Мизама”.


- Как вы знаете, шум вокруг “Мизама” поднялся в конце ноября 2018 года, - объясняет Сергей Уткин. - Действительно, участковый обнаружил неубранный сугроб первого ноябрьского снега на парковке рынка и составил протокол. В тот же день поступила бумага из акимата о расторжении договора аренды, потом была пресс-конференция, а затем наш рынок обсуждался даже на площадке службы центральных коммуникаций, где было объявлено, что мы нарушили санитарные нормы, хотя несвоевременный вывоз снега - это нарушение правил благоустройства. Вроде бы мелочь, оговорка, но с точки зрения закона это совершенно разные вещи. Как вы заметили, владельцы рынка в дискуссию решили больше не вступать, поскольку спор перешел в юридическую плоскость, как и положено в правовом государстве. Проще говоря, мы начали судиться с городскими властями.
- И каковы успехи?

- У нас несколько судебных разбирательств прошли пока первую инстанцию. Давайте начнем с того, что акимат отменил свое постановление, которым ранее предоставил в аренду земельный участок для организации парковки, без которой рынок существовать не может. Но поскольку на этот земельный участок был выдан государственный акт, заключен договор аренды, просто своим постановлением акимат не может все вернуть в исходное положение без обращения в суд. В нашем случае этого сделано не было, хотя есть нормативное постановление Верховного суда №6 от 16 июля 2007 года, где четко разъяснен указанный момент. Фактически получается, что акимат Алматы нарушает закон, забирая землю с помощью лишь своего постановления.
- А вы подняли этот вопрос в суде?

- Да. К сожалению, судья Гульшат КАЗЫМБЕТОВА из экономического суда Алматы нормативное постановление Верховного суда тоже проигнорировала. Ну хорошо, теперь мы зачитаем его в горсуде Алматы, посмотрим, как отреагируют там. Я просто не могу себе представить, что подобное решение вступит в законную силу. Ведь тогда любой аким любого населенного пункта Казахстана сможет забрать землю у любого землепользователя или даже у собственника земельного участка, просто отменяя постановление, которым изначально этот земельный участок был предоставлен государством его собственнику или арендатору.
- Кстати, у “Мизама” таким способом пытаются изъять не один, а два участка земли?

- Да. По второму ситуация еще более странная. Речь идет о неделимом участке площадью 4 га. На двух гектарах построен торговый павильон, который уже введен в эксплуатацию. Стоимость павильона около миллиарда тенге. Видимо, поэтому акимат сделал шаг назад и принял постановление, которым отобрал у нас лишь “свободные” два гектара. Хотя это тоже грубейшее нарушение. Я не буду вас утомлять юридическими тонкостями, скажу лишь, что постановления незаконны и должны быть отменены. Мало того, на мой взгляд, налицо признаки преступления, предусмотренного статьей 362 Уголовного кодекса (“превышение власти или должностных полномочий”).
- Это громкое заявление.

- Это результат анализа законов “О местном государственном управлении и самоуправлении”, “Об административных процедурах” и др. В них четко прописано, что акимат - это коллегиальный исполнительный орган и все издаваемые им решения должны быть приняты коллегиально, то есть путем голосования. Удивительно, но представитель акимата в суде не смог назвать фамилии членов акимата, даже сколько всего человек. Он полагает, что если на постановлении акимата есть чья-то подпись, то оно уже законно. Хотя у всех членов акимата есть по одному голосу. Мы спросили представителя акимата в суде, может ли он продемонстрировать протоколы заседаний акимата, касающиеся решений по рынку “Мизам”, но он ответил, что таковых в природе не существует. При этом есть официально утвержденный регламент акимата города Алматы, в котором четко прописано, что заседания акимата считаются правомочными, если на них присутствуют две трети членов акимата и ведется протокол. А постановление издается лишь после того, как вопрос рассматривается на таком заседании. В нашем случае нет ни протокола заседаний, ни уверенности, что заседания вообще проводились. Почему-то в нашем городе понятия “аким” и “акимат” вдруг стали означать одно и то же. Хотя Алматы - часть Республики Казахстан, а не отдельно взятое государство со своими законами и понятиями.
- А что думает суд по поводу ваших аргументов на этот счет?

- Судья Казымбетова их тоже проигнорировала. Кстати, удивительно, как она продолжает вершить такое кривое правосудие, ведь летом 2018 года председатель Верховного суда Жакип АСАНОВ привел ее в пример как одну из самых неквалифицированных судей. Публично, на всю страну объявил, что она допускает грубейшие ошибки, но Казымбетова не спешит делать какие-то выводы. Мне просто интересна теперь реакция судей апелляционной инстанции.
- Как обстоят дела по другим судебным разбирательствам?

- У нас несколько процессов, и три из них мы выиграли. Например, управление государственного архитектурно-строительного контроля обратилось в суд, чтобы обязать нас снести складские помещения: якобы они построены с огромным количеством нарушений. Изначально было четыре претензии: во-первых, дескать, склады находятся в водоохранной зоне сразу двух рек, рядом с которыми построены другие рынки, но не “Мизам”; во-вторых, склады попадают в санитарную зону кладбища, до которого более 500 метров, а по закону нельзя строить ближе чем в 300; в-третьих, якобы мы зашли за “красную линию”, то есть постройка стоит слишком близко к дороге; и, наконец, четвертый пункт - здание находится на инженерных сетях. В ходе слушания дела управление ГАСК само было вынуждено исключить претензии по водоохранной зоне и “красным линиям”. По остальным доводам разбирались в суде, было даже выездное заседание, судья, участвующий прокурор выезжали на территорию рынка, все увидели своими глазами, убедились в на­думанности претензий - и иск был отклонен.
- Это последняя ваша победа?

- Ранее мы выиграли судебный спор по архитектурно-планировочному заданию. Дело в том, что управление архитектуры и градостроительства трижды отказалось выдать АПЗ, причем совершенно незаконно. Ведь АПЗ - это всего лишь требования государства к проекту строительства. У нас соответствующее целевое назначение земельного участка - почему нельзя выдать требования для строительства складов? Пришлось идти в суд, который согласился с нашими доводами, поскольку они основаны на требованиях законодательства.
- И наконец, третий процесс.

- Он самый веселый. Вообще, проблемы “Мизама” начались не в ноябре 2018 года, а в октябре, когда на рынок обрушились проверки из всевозможных госорганов. Но в нашей стране нельзя внепланово начать проверять субъекты предпринимательства, нужны веские основания. Так вот, основанием для проверки послужило обращение некой гражданки САЛИМОВОЙ Ж. К сожалению, ее имени никто не знает. Она якобы пришла в акимат Алатауского района и подала заявление… Вот многие думают, что на рынках, к примеру, процветает теневая экономика. Поэтому пришла проверка из налоговой. Все перевернули, все изучили, каждого арендатора опросили, всю бухгалтерию посмотрели - никаких нарушений не нашли. Дошло до того, что чиновники пересчитывали арматуру на складе и выясняли, почему частное предприятие выбрало поставщиком бетона какую-то конкретную компанию. Искали любую причину для доначисления налогов, но в итоге придраться не смогли. Поэтому после первого алматинского снега и появился участковый, чтобы найти неубранный сугроб, после чего у нас стали отбирать арендованные земельные участки. А началось-то все с той самой Салимовой Ж.! Вот мы и подали в суд, требуя признать это обращение анонимным, а проверки - незаконными, ведь Предпринимательский кодекс прямо запрещает проведение внеплановых проверок на основании анонимных обращений.
В суде выяснилось, что адреса заявителя в природе не существует, мобильный номер, указанный в жалобе, не зарегистрирован, более того, нигде нет ИИН этой Салимовой. На запрос суда в департаменте госдоходов ответили, что всего существует 19 Салимовых Ж., но ту самую, якобы из Алатауского района, никто установить так и не смог. Суд в итоге признал действия чиновников Алатауского акимата незаконными. Этот процесс наглядно показал механизм, используемый чиновниками, желающими покошмарить определенный бизнес. И анонимное заявление - это отработанная схема.
- Какие действия вы собираетесь предпринимать в дальнейшем?

- Как я уже сказал, все судебные споры прошли первую инстанцию и теперь продолжатся в апелляции. Конечно, мы рассчитываем, что в городском суде Алматы тщательно разберутся во всех нюансах. В своем недавнем выступлении председатель Верховного суда Жакип Асанов резко критиковал судей апелляционных инстанций, призывая их рассматривать дела досконально. Мы не просим, чтобы суд обязательно принимал нашу сторону - пусть просто объективно изучит действия акимата в отношении рынка “Мизам”. И мы очень надеемся, что никакого давления на городской суд со стороны высокопоставленных городских чиновников не будет. Знаете, за нашей ситуацией очень внимательно следят другие алматинские предприниматели, поскольку она прямо влияет на бизнес-климат нашего города. Палата предпринимателей “Атамекен” полностью поддерживает позицию “Мизама” - нельзя из-за неубранного вовремя снега ломать проект стоимостью 4 миллиарда тенге, который создал сотни рабочих мест, платит огромные деньги в виде налоговых отчислений! Задача акимата Алматы - создавать благоприятный бизнес-климат, а не воевать с бизнесменами. Нужно понимать, что точка невозврата в реализации проекта уже пройдена, то есть владельцы “Мизама” не могут просто остановить все работы, вернуть государству земельные участки и заняться чем-то другим.
- То есть вы не согласны, что все ваши проблемы из-за одного сугроба?
- Да нет, конечно. Каких-то пять лет назад на месте “Мизама” был заброшенный мусороперерабатывающий завод, по сути - свалка. Инвесторы выкупили участок, очистили его, взяли в аренду прилегающие земли, построили цивилизованный современный рынок. По закону владельцы “Мизама” имеют приоритетное право на выкуп арендованных земель, но, видимо, на эти участки положил глаз кто-то другой. А дальше думайте сами…

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть