8907

Банкир под колпаком

Конфликт денежных интересов, приведший в итоге к физическому устранению председателя правления банка Туран Алем Ержана ТАТИШЕВА (на снимке), развивался под оперативным сопровождением КНБ, возглавляемого в ту пору Нартаем ДУТБАЕВЫМ. Этот вывод следствия нашел полное подтверждение в ходе опроса свидетелей на судебном процессе по убийству банкира.

На проходящих в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Жамбылской области слушаниях по этому делу выступил последний свидетель - Олег РЕПНИКОВ. Бывший подполковник спецслужб, занимавший в 2003-2004 годах должность начальника управления 1-го центра Службы информационных систем (СИС) КНБ, Репников рассказал о том, как по распоряжению тогдашнего председателя КНБ Нартая ДУТБАЕВА осуществлял телефонную слежку за Ержаном Татишевым.
Началось все с того, что в середине 2003 года он получил задание от директора СИС МАЖРЕНОВА организовать отдельное оборудованное помещение для проведения спецмероприятий по оперативному поиску на каналах телекоммуникаций. Понятно, что это была не собственная инициатива директора, а указание высокого начальства - самого Дутбаева, о чем имелись соответствующие документы. Дутбаев лично выдал список номеров для прослушки. И с конца 2003 года по февраль 2006-го Олег Репников проводил эту работу. При этом Дутбаев не раз вызывал его на доклад по “объектам заинтересованности” и спрашивал, почему так мало информации о них. На что Репников отвечал, что номеров маловато, к тому же владельцы их часто меняют.

Тогда Репников напрямую получил команду от руководителя спецслужб прослушивать банкира.
- В 2004 году я был вызван Дутбаевым, и он дал указание поставить на контроль телефон Татишева, и было еще несколько телефонов его ближайшего окружения: родственников и прочих, - рассказал свидетель. - Татишев стоял на нашем контроле под псевдонимом Банкир. Вся оперативно значимая информация в виде сводок, передаваемых сотрудниками, стекалась ко мне, я ее распечатывал, запаковывал в конверт и передавал в приемную председателя с пометкой “лично”. Надо сказать, что после гибели Ержана Татишева в конце 2004 года началась активизация спецмероприятий, и все близкие связи покойного были выставлены на контроль. В тот период я полагал, что необходимость прослушки этих граждан вызвана резонансом произошедшего события и необходимостью установления причастности к нему каких-то третьих лиц.
Между прочим, о той же самой системе тотальной слежки за Татишевым и его окружением рассказал суду еще один бывший высокопоставленный сотрудник КНБ, пребывавший в ту пору в должности начальника 1-го центра СИС, Бекболат КАНГОЖИН:
- Действительно, на контроле 6-го управления центра стоял председатель правления АО “Банк ТуранАлем” Ержан Татишев под псевдонимом Банкир. Об этом мне доложил начальник 3-го управления Олег Репников. Мне было известно, что указание о постановке Татишева на контроль он получил лично от председателя КНБ Дутбаева. В свою очередь Репников передал указание о постановке Татишева на контроль начальнику 6-го управления 1-го центра СИС САТЕНОВУ, так как данный объект дислоцировался в Алматы. Таким образом, обработкой информации по объекту Банкир занимались сотрудники отделов 6-го управления центра. Полученная информация направлялась Репникову. Ко мне она не попадала - Репников предоставлял ее Дутбаеву напрямую.
То есть для тогдашнего главы КНБ данная информация была столь важна, что он предпочитал получать ее без посредников. И это неудивительно, ведь, как установило следствие, будучи в близких дружеских отношениях с заказчиком преступления Мухтаром АБЛЯЗОВЫМ, Нартаев по просьбе друга обложил его главного врага со всех сторон! И не оставил своим вниманием и после смерти!
Показательно в этом смысле выступление в суде бывшего сотрудника КНБ Бауыржана ХАЛИДУЛЛИНА. С 2003 года он работал старшим консультантом 4-го департамента экономической безопасности центрального аппарата Астаны, осуществлял разведывательную деятельность финансово-экономической системы и курировал банковскую систему. В 2005 году его направили в командировку в Житикару для проверки АО “Костанайские минералы”, одним из учредителей которого тогда являлся брат погибшего Ержана Татишева.
- Я был определен как ответственное лицо от КНБ в межведомственную группу по проверке законности транспортного ценообразования, - рассказал свидетель. - В состав этой группы также входили представители Налогового комитета, финансовая полиция, КНБ, Генпрокуратура. В Житикаре группа проводила проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в том числе на предмет соблюдения налогового законодательства. Для меня тогда это была рядовая проверка, о конкретных целях которой я не знал. Я докладывал непосредственно своему руководству по оперативной связи ежедневно, а по приезде доложился отдельной справкой по результатам проверки, которая выявила лишь незначительные нарушения. А уже позже, весной 2005 года, я был приглашен в ДКНБ по Алматы непосредственно начальником 4-го отдела Александром ОГАЕМ. В мои функции входило обеспечение явки топ-менеджеров БТА Банка. И тогда было установлено, что большое количество акций, которые в свое время принадлежали Мухтару Аблязову, перешли в руки Татишева. Такие данные были получены в результате допроса Александром Огаем топ-менеджеров банка. Но как именно Татишев завладел основным пакетом акций, мне известно не было.
- А помните, на предварительном следствии вы показывали: “Мне было известно, что Татишев, воспользовавшись заключением Аблязова, провел дополнительную эмиссию и, размыв долю Аблязова в уставном капитале, стал единоличным собственником БТА Банка”? Подтверждаете эти слова? - задал свидетелю вопрос председательствующий на процессе судья Азамат ТЛЕПОВ.
Свидетель подтвердил это и подчеркнул, что только потом ему стало понятно: их с Огаем деятельность была направлена на получение необходимого Аблязову результата, с помощью которого было бы удобно оказывать давление на топ-менеджеров банка.
- То есть там, в Алматы, вы с Огаем занимались давлением на топ-менеджеров банка? - продолжал допрашивать свидетеля судья.
- В конце концов мы начали понимать, что с нашей стороны идет оказание давления на топ-менеджеров банка, чтобы они избрали Аблязова председателем совета директоров. Но это понимание ко мне пришло в конце. А тогда я просто выполнял свои должностные инструкции…

Галина ВЫБОРНОВА, фото Ольги ЩУКИНОЙ,Тараз

Поделиться
Класснуть