7708

Семь кругов ада… на ровном месте

Начав оформлять наследство, 57-летний алматинец Жомарт ШАЛТАЕВ даже в самом страшном сне не мог представить, что ему придется четыре долгих года бесконечно обивать пороги УВД Медеуского района, прокуратуры Алматы, УСБ ДВД южной столицы, писать в Генпрокуратуру как в последнюю инстанцию справедливости - и все эти годы получать в ответ лишь банальные отписки.

...Семь лет назад, прожив более 80 лет, умерла мама Жомарта, работник “Казахфильма” Сакиш ЖУНУСБЕКОВА. До самой смерти сын жил с ней в трехкомнатной квартире в Медеуском районе. Старший сын Сакиш-апы отказался от своей доли, а вот дочь Куралай вместе со своим мужем и сыном предъявили свое право на наследство. И вот теперь Жомарт Шалтаев упорно ищет мошенников, подделавших некоторые документы, связанные с оформлением наследства после смерти его матери. И сталкивается, мягко говоря, с небрежным отношением со стороны правоохранительных органов.
- Первое заявление на мошенников я написал в прокуратуру Медеуского района еще осенью 2013 года, - рассказывает Жомарт Шалтаев. - Позже вы­яснил: уголовное дело возбудили в отделе дознания Медеуского РУВД, куда меня вызвал старший лейтенант АРГИНБАЕВ, чтобы снять показания. Я передал ему все документы на квартиру и по оформлению наследства. Офицер сказал: мол, действительно, есть состав преступления, будем расследовать…
По словам Шалтаева, дознаватель Аргинбаев пообещал вызвать его, когда придет время, но, видимо, забыл. Жомарт несколько раз звонил ему и каждый раз слышал в ответ: придет время - вызову. Так и не дождавшись звонка Аргинбаева, Шалтаев опять поехал в прокуратуру писать жалобу на дознавателя.
- Работник прокуратуры позвонил начальнику дознания РУВД Данияру ПЛАЛОВУ и попросил разобраться с моим делом. Я приехал к Плалову и услышал: “А мы потеряли ваше уголовное дело!” Я не юрист, но утеря целого дела - это же ЧП! Спрашиваю у него: что дальше? Он посоветовал опять идти в прокуратуру района, вдруг там найдутся какие-то копии материалов, - разводит руками Жомарт.
Увы, копий в прокуратуре не оказалось. В надзорном ведомстве Шалтаеву посоветовали написать заявление в управление собственной безопасности ДВД Алматы: мол, наказание полицейских их работа. Но в УСБ Жомарта отправили в управление дознания полицейского департамента, оттуда опять в Медеуское РУВД. Прошел год. В очередной раз приехав в РУВД, Шалтаев выяснил: дело нашлось и заниматься им будет дознаватель Шолпан АШИРБАЕВА. Зайдя к ней в кабинет, Жомарт услышал: мол, расследование будет проводить капитан ЕЛЕУСИЗОВА, но она ушла в отпуск - ждите…
- Почти два года я ждал звонка, а на третий год, не выдержав бесконечного футбола по кабинетам, попросил знакомого (бывшего полицейского) помочь, - продолжает Жомарт. - Он по своим каналам выяснил, что уголовное дело не расследуется по одной простой причине: оно утеряно. Но г-н Плалов уверял, что дело нашлось! В общем, мой знакомый позвонил кому-то в прокуратуру Алматы, и этой пропажей заинтересовались…
Однажды Шалтаева вызвали в надзорный орган и пожурили: мол, зачем вы напраслину пишете? Вот ваше дело, вот номер в базе данных. Жомарт, пролистав пару страниц, сильно удивился: в материалах уголовного дела, которое расследуется по его жалобе, фигурируют абсолютно незнакомые ему люди!
- Говорю прокурору: я казах и жалуюсь на мошенников с казахскими именами и фамилиями. В заявлении речь о мошенничестве при оформлении наследства. А в “моем” деле речь идет о какой-то мелкой краже, и все фигуранты русские! Прокурор схватился за голову: мол, как же так?! Начал выяснять. Оказывается, дознаватели, не мудрствуя лукаво, взяли другое уголовное дело, с другим номером и фабулой и по нему назначили экспертизы. Прокурор орет в трубку: да это служебный подлог! Завтра же передам все факты в УСБ! Я ушел довольным, думаю: не перевелись еще у нас честные прокуроры… А через месяц-другой узнаю от Плалова: дело закрывается в связи с неустановлением виновного лица, - возмущается Жомарт Шалтаев.
Он достает из объемного порт­феля всю переписку за четыре года, начиная от районной прокуратуры и РУВД, заканчивая ответами из ДВД, городской прокуратуры и главного надзорного органа страны. Суть всех писем сводится к одному: дознавателю даны четкие письменные указания по уголовному делу, определен срок принятия процессуального решения, ждите ответа…
Из этих же писем Шалтаев узнал, что по делу сменились уже четыре дознавателя. Но, как уверяет Жомарт, все четверо лишь писали различные запросы в управление жилья Алматы, нотариальную палату, Центр судебной экспертизы - словом, не сделали главного: полноценного расследования. Каждый раз, когда Шалтаев пишет новую жалобу (Жомарт признался, что уже не знает, кому и на кого жаловаться), его претензии спускают тому, на кого он жалуется!
- Уже не доверяя прокурорам, я написал заявление на дознавателей в Нацбюро по противодействию коррупции. Там говорят: мол, в действиях полицейских действительно усматриваются признаки уголовного правонарушения, но этим вопросом занимаются прокуроры и сотрудники УСБ, куда мы и передали вашу жалобу. Знаете, это уже даже не издевательство… Полицейские и прокуроры, видимо, надеются, что когда-нибудь я устану и махну на все рукой. Но я намерен добиться справедливости! - горячится Жомарт Шалтаев.
В пресс-службе ДВД южной столицы сообщили: дознаватель Медеуского РУВД Даурен АБЫКАНОВ по согласованию с прокурором района принял решение о прекращении уголовного дела, поскольку речь идет прежде всего о гражданских отношениях. Чтобы выяснить, почему прокуроры долгих четыре года мурыжили Жомарта Шалтаева, сразу не посоветовав ему обратиться в суд с гражданским иском, я еще на прошлой неделе связался с помощником прокурора Алматы по связям со СМИ Эльмирой ШАБЕНОВОЙ.
- Я лично изучу все жалобы и заявления Шалтаева и в субботу (10 июня) максимум к обеду прокомментирую сложившуюся ситуацию, - твердо пообещала г-жа Шабенова.
Но ни в субботу, ни в понедельник звонка от нее я так и не дождался.
Спрашивается: зачем прокурор Алматы Габит МИРАЗОВ собирает за одним столом первых руководителей госструктур и журналистов, чтобы наладить тесное сотрудничество? Прежде чем требовать от своих коллег в погонах (и без таковых) открытости и доступности для СМИ и гражданского общества, может, стоит навести порядок в собственной пресс-службе?

Комментарий в тему

Анатолий БАХИРЕВ, представитель Ж. Шалтаева:
- Сложилось мнение, что руководство как РУВД, так и прокуратуры района уводит конкретных дознавателей от ответственности. Во-первых, юридически неграмотного человека четыре (!) года гоняют по разным кабинетам, но ничего конкретного не делают. Во-вторых, имея на руках жалобу на конкретных людей, четыре дознавателя - я уже не говорю о десятках куда более высокопоставленных сотрудников, к кому не раз письменно обращался Жомарт, - никак не могут принять процессуального решения. В-третьих, его случай - это не многоэпизодная финансовая пирамида, которая раскрывается куда в более сжатые сроки, а рядовое, в общем-то, мошенничество. Ну и последнее, что нас беспокоит, - возможная коррупционная составляющая. Квартира в хорошем районе города, даже с учетом финансового кризиса, стоит больше 100 тысяч долларов...

Тохнияз КУЧУКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть