Таир БАЛБАЕВ: Пусть заключённые сами оплатят браслеты!
Тему электронных браслетов для осужденных, поднятую нашим корреспондентом Стасом КИСЕЛЁВЫМ и поддержанную депутатом мажилиса Тургуном СЫЗДЫКОВЫМ в запросе на имя премьер-министра и генерального прокурора, продолжает интервью с разработчиком этой техники
- Я тот человек, который создал первый в Казахстане электромобиль. Собрал первую в стране “зеленую” энергоустановку. Сделал вместе со своей командой электроскутер и теперь проектирую беспилотник. И я тот человек, кого вы связываете с непрозрачными схемами по так называемому проекту браслетизации, - позвонил в редакцию Таир БАЛБАЕВ, директор ТОО “KazTexInnovations” (или KTI, как именовался строящийся завод в наших предыдущих публикациях). - Мне кажется, что пора уже расставить все точки над “i”.
Таир Балбаев сказал, что если в этом году будет проводиться конкурс по браслетам, о которых шла речь в материале “Браслет - хуже для бюджета нет” (см. “Время” от 19.5.2016 г.), то его предприятие в нем примет участие, если, конечно, условия не будут уж слишком невыгодными.
- Что значит “невыгодные”? Если на закупку браслетов будет выделено меньше 70 миллиардов тенге из бюджета?
- Во-первых, о семидесяти миллиардах я вообще никогда не слышал. Во-вторых, генпрокурор уже заявлял, что о закупе вообще речи быть не может. Насколько я знаю, сейчас рассматривается вариант с арендой в рамках государственно-частного партнерства и по условиям открытого конкурса. И, в-третьих, не факт, что тендер будет в ближайшее время.
У меня есть соображения, основанные на простой логике, что когда-то этот конкурс все равно состоится, так как гуманизация наказания прописана в программе “100 шагов” в разделе “Реформа судебной системы”. Но это может быть даже не в следующем году.
- Вы не знаете стоимость аренды, но уже готовы принимать участие в конкурсе? Вы единственное предприятие, способное поставить браслеты?
- В Казахстане еще два предприятия способны - это железобетонно. Может, даже больше. Потом, нельзя сбрасывать со счетов, что изменено законодательство о госзакупках, в результате участие в конкурсах предпринимателям из остальных стран Евразийского экономического союза не запрещается.
Ну и я же сказал, что примем участие, если это будет экономически обосновано.
- Что вы будете считать обоснованным?
- Десяти-, пятнадцатипроцентная рентабельность - это экономически обосновано. Обоснованной является и небольшая убыточность. Наш завод будет запущен примерно через полгода. А само предприятие под названием KTI действует уже больше года. За это время только в оборудование (к слову, немецкое, корейское и японское) уже вложено 5 миллионов долларов. Это по большей части заемные средства. Их нужно возвращать, да еще и с процентами. Приличная сумма ушла на строительно-монтажные работы, про оборотные средства я уже молчу. У нас штат около ста квалифицированных специалистов, которым мы не только платим зарплату, но и тратимся на их переподготовку.
Браслеты - это один из тридцати видов продукции, которую мы собираемся выпускать. Причем это неприоритетный вид. Если наше оборудование позволяет их производить, то почему не делать этого? А если на первых порах производство браслетов будет не совсем выгодным, то сейчас главное - найти нишу на этом рынке. Не ждать же, когда соседи ее заполнят? Свое наверстаем на другой продукции.
- Зачем производить то, что дешевле купить? Говорят, на торговой площадке “Алибаба” можно заказать браслеты по 160 долларов, а россияне якобы готовы их делать по 8700 рублей, что по нынешнему курсу около 45 тысяч тенге.
- По 160 долларов, может, и можно купить бытовой маячок для детей, батарейку в котором придется заряжать каждые несколько дней и который никак не отреагирует на возможный выход владельца браслета за пределы запретных зон. Про 8,7 тысячи рублей я только в прессе читал. Но ни одного браслета за такие деньги не видел. И не слышал, чтобы в России осужденные или подследственные уже ими пользовались.
Электронный браслет, конечно, не должен стоить, как ювелирное украшение, но и 160 долларов - это не цена прибора, который не будет нуждаться в смене и подзарядке аккумуляторов в течение хотя бы трех лет. Представьте ситуацию - у кого-то села батарейка, и человек, поняв это, сбежал. Или, того хуже, совершил в этот момент новое преступление. Кто тогда отвечать будет? Как вы думаете?
- Думаю, что поставщик некачественного оборудования.
- Да, явно не полиция. Но будут ли дальше с нами работать, если такое случится? Мы же не ради одной сделки вкладываем миллионы. Свои, пусть и заемные, миллионы, а не государственные, заметьте. За нас ведь никто кредиты погашать не станет.
Так вот, если цена на аренду браслетов не будет соответствовать требованиям безопасности, мы тоже принимать участие в таком конкурсе не станем. Себе дороже выйдет.
Вообще, цена - это тот фактор, который будет определять целесообразность введения новшества. Если для предпринимателей окажется слишком дешево, то они не пойдут на заведомые убытки. Если государству будет дешевле содержать осужденных и арестованных, чем обеспечить их браслетами, то никакой гуманизации наказания ждать не следует, по крайней мере, на время кризиса.
И еще, я не правовед, не знаю, насколько это законно, но по мне, чем закрывать человека (тюрьма ведь даже за год, если не сломает, то надломит), лучше дать ему возможность за свои средства оплатить стоимость услуг по аренде браслетов. Это лучше, чем быть за решеткой. И никакого бюджетного финансирования вообще не надо.
Бюджетные деньги, например, придется в таком случае тратить только в результате следственных или судебных ошибок. Задержали человека, “окольцевали”, а он оказался невиновным. Вот тогда пусть государство и оплатит ему все расходы, а потом, в свою очередь, возместит свои расходы за счет тех, кто допустил ошибку. Я считаю, что так будет справедливо. И никто никого ни в каких серых схемах подозревать не будет.
- Завод ваш начал строиться все-таки под производство браслетов?
- Он начал строиться и под проектирование и производство систем связи, и под производство беспилотников, источников резервного питания, навигационного оборудования. Кроме того, мы собираемся заняться выпуском изделий из композитных материалов, чего вообще по-серьезному никто не делает в Казахстане. Я же говорил, что в нашей линейке много проектов. В том числе и браслеты.
Сейчас даже боюсь перечислять всю продукцию. Во-первых, можно подсказать идею конкурентам, а во-вторых, могут опять за что-то уцепиться и раздуть. Мы закупили уникальное оборудование, которое имеет высочайший класс точности до 1-0,1 микрона. Это производственная база для воплощения этих и многих других идей. Будет глупо и, более того, безответственно, если линии будут просто простаивать.
Так же глупо отказываться от участия в тендерах. У нас уклад экономики такой, что крупнейший потребитель не частник, а государство. Все, что я перечислил, рентабельно производить только в промышленных объемах. А промышленные объемы дает пока только государство и нацкомпании. Понятно же, что беспилотники нужны для воздушного обследования трубопроводов, лесов, сельхозугодий. Это все в руках государства. Мы просто просчитали, что в ближайшую или среднесрочную перспективу эти направления будут востребованы. И рискнули развернуть полноценное технологическое производство. Надеюсь, что не прогорим.
- Но все это будете делать на предприятии, которому государство создает преференции?
- Такие утверждения от незнания законодательства. Мы, кстати, тоже клюнули на преференции. Но со следующего года их не будет, таково требование ВТО. Получается, что пока мы ничего не зарабатываем, а лишь тратим, у нас есть некоторые поблажки, а вот как начнем, дай бог, зарабатывать, так все это кончится.
- А для чего тогда вообще создавали все эти свободные экономические зоны?
- Тогда были другие правила игры. Вступая во Всемирную торговую организацию, Казахстан взял на себя определенные обязательства. Кое-какие отрасли правительство отстояло как нуждающиеся в поддержке и субсидировании государства. А наша сфера деятельности идет на общих основаниях.
В сложившейся ситуации мы уже сами не рады, что решили разместиться в парке инновационных технологий “Алатау”. Начнем с того, что земля здесь не выкупается, а арендуется. Сейчас в условиях кризиса выгоднее было бы купить участок под завод в городской черте. Понятно же, что рискованно вкладывать такие средства в предприятие, которое стоит не на собственном участке. А вдруг потом как-то правила изменятся? Это же завод, а не юрта, которую можно переставить на другое место.
В общем, размещение в СЭЗ больше доставляет хлопот, чем удобств. Мы даже свою офисную мебель растаможиваем. Бесплатно, конечно, но сам факт примечательный.
Более того, сам парк до сих пор непонятно кому принадлежит. Ни акимат, ни Министерство по инновациям и развитию (МИР) не хотят его брать на свой баланс, что затрудняет разные согласования при подключении к электромощностям и прочей инфраструктуре. Не знаю, кто там прав, кто виноват. Возможно, что акимат Алматы в нас не нуждался, так как еще в этом году налогоплательщики из нас никакие. Возьмешь на свой баланс - одни расходы для города. Что-то подобное, наверное, думают и в МИРе по этому поводу.
- Действительно ли учредителями KTI являются зерновик Айдарбек ХОДЖАНАЗАРОВ и нефтяник Бахаридин АБЛАЗИМОВ?
- К сожалению, я связан договором о неразглашении информации, но с уверенностью заявляю, что учредители совершенно другие физические лица.
- Кстати, а что с вашими электромобилями? Как с идеей сделать из них казахстанский бренд?
- Все еще впереди, нам предстоит долгий путь. Я был приглашен руководителем завода именно в связи со своим производственным и конструкторским опытом. Одно из направлений KTI - разработка транспортных средств.
- Не жалеете потраченных сил и средств на свои машины?
- Нет (смеется). Только работа приносит опыт. А производственный опыт бесценен в условиях Казахстана. Моя команда кроме создания электротранспорта также занимается ремонтом Tesla. Мы пока единственные в Казахстане. Представляете себе уровень сложности этих машин?
Тем временем в редакцию поступили разъяснения комитета уголовно-исполнительной системы МВД РК за подписью заместителя председателя Жаната КЕШУБАЕВА. В документе говорится, что в 2015 году республиканской бюджетной комиссией предусматривались средства в сумме 2 миллиарда 398,465 миллиона тенге на закуп электронных средств контроля и разработку программного обеспечения, проектной документации, приобретение компьютерного и телекоммуникационного, серверного оборудования. Но в том же году эти деньги были секвестированы при уточнении бюджета. Сейчас еще нет окончательного решения по поводу способов решения проблемы “браслетизации”. По одному варианту МВД может пойти на закуп оборудования. По другому предусматривается возможность сотрудничества с любыми предпринимателями на условиях государственно-частного партнерства по итогам открытого конкурса, в этом случае закуп или производство оборудования ляжет на плечи бизнес-партнеров.
Игорь НЕВОЛИН, фото автора, Алматы