2979

Не только в провинции, но даже в столице Казахстана асфальт на автотрассах тает вместе со снегом.

Семей: дорожный абсурд

Аким Семея Ермак САЛИМОВ решил нанести сокрушительный удар по разгильдяйству и бездорожью, но в результате пока лишь... пристыдил недобросовестных подрядчиков, которые превратили городские дороги в полосы с препятствиями. Проснется ли у бракоделов совесть? Похоже, вопрос из разряда риторических...
Если попросить назвать самую острую, болезненную и застарелую проблему Семея, любой житель города, не раздумывая ни секунды, выпалит: “Плохие дороги!”.
Начиная с 2011 года, когда предыдущий градоначальник Айбек КАРИМОВ вступил в должность, местные власти четко обозначили свою позицию: асфальтировать будут только те улицы, где проходит общественный транспорт. В результате в частном секторе, которому чиновники запретили даже мечтать о засыпке ям и ухабов, теперь может проехать разве что вездеход. Но и на улицах с пассажиропотоком ситуация с дорогами стремительно ухудшалась, а долгожданный ремонт зачастую не выдерживал никакой критики.
Прошлой весной семейчане наперегонки постили в Интернете ролики с ноу-хау местных дорожников. Ямы на оживленных магистралях те замуровывали кирпичами, а асфальт клали прямо в лужи, разъясняя без зазрения совести журналистам, что это… такая специальная технология! Одну из самых оживленных улиц Семея - имени Кабанбай батыра - ремонтники играючи превратили в смертельно опасный аттракцион: вырезали на дорожном полотне с большой частотой лоскуты асфальта и забыли о ямах на месяц! Причем специалисты отдела ЖКХ горакимата откровенно признавались, что контролем качества выполненного ремонта дорожного полотна они не занимаются. Мол, их задача - проследить, чтобы подрядчик отремонтировал столько метров дорожного полотна, сколько значится в договоре.
В тот критический момент Айбека Каримова сменил Ермак Салимов, которому пришлось принимать город с большим грузом проблем. Но уже первые его шаги в должности акима Семея вызвали одобрение жителей. Благодарные горожане стали размещать в соцсетях снимки отремонтированных дорог, которые при прежнем градоначальнике не могли дождаться ремонта несколько лет (см. “Аким, мы еще хотим!”, “Время” от 8.7.2015 г.).
Тогда же новый глава Семея выехал с представителями СМИ в свой первый автопробег по бездорожью, устроив подрядчикам-бракоделам грандиозный разнос (см. “Ермак - плохим дорогам враг”, “Время” от 1.7.2015 г.). Через месяц после этой головомойки - в конце июля 2015 года - ТОО “Автодорсервис Семей” приступило к среднему ремонту небольшого отрезка дороги на улице Садовой в районе мелькомбината, ведущей к горсуду № 2. Казалось бы, прекрасный повод продемонстрировать силу контроля, о котором говорил аким!
Но чудесных метаморфоз не произошло. Это стало ясно во время недавнего автопробега, когда Ермак Салимов в сопровождении общественников и журналистов приехал на ту самую улицу Садовую.
Собравшиеся констатировали: после ремонта не прошло и полугода, а дорога в таком ужасающем состоянии, как будто там и конь не валялся. Подойдя к краю глубокой ямы, общественник, почетный строитель страны Николай ИСАЕВ заметил:
- Обратите внимание, слой асфальтового покрытия не превышает трех сантиметров! Достаточно беглого взгляда, чтобы сказать: ремонтные работы велись с серьезными нарушениями технологии…
- Это одна из самых несерьезных компаний, - указал аким города на представителя ТОО “Автодорсервис Семей”. - Конкурс они выиграли. Но у них ни техники не было, ничего не было, кроме желания, и то, знаете, такого, не подкрепленного ничем... Сегодня мы объявили новые конкурсы на ремонт дорог. И такие компании, как эта, снова хотят участвовать! Формально мы не можем им запретить, потому что они предоставляют весь пакет документов.
То есть, удивил журналистов Ермак Салимов, сейчас у него… нет никаких оснований не допускать подрядчиков-бракоделов до конкурсных процедур!
- Их можно не допустить только в одном случае: если докажем через суд, что они несостоятельные, - пояснил аким. - Тогда их впишут в реестр недобросовестных поставщиков.
И акимат готовится к такому повороту, продолжил градоначальник. На днях из Усть-Каменогорска в Семей прибывают специалисты независимой лаборатории. Их заключения по всем огрехам, допущенным подрядчиками во время ремонта дорог, будут как раз кстати.
В то же время градоначальник дал понять, что акимат пока не готов... подать в суд на бракоделов. По его словам, чтобы доказать в суде несостоятельность подрядчика, нужно много времени и сил. Получается, образно говоря, так: чтобы убедиться, что мясо протухло, одного вонючего запаха недостаточно! Стало быть, наши законы защищают... халтурщиков. В результате сейчас горакимату ничего не остается, как заставить бракоделов выполнить работу над ошибками в рамках своих обязательств и с учетом рекомендаций отдела ЖКХ.
Но в Семее уже никто не верит, что нынешние подрядчики способны провести качественный ремонт. В июле прошлого года участники очередного рейда акима по проб­лемным дорогам наб­людали такую картину: на улице Аймаутова, в районе бизнес-колледжа, водители с большой осторожностью объезжали глубокую яму, заполненную водой, и тут же рядом - открытый канализационный колодец с большой рытвиной вокруг него. Выяснилось, что всего год назад ремонт дорожного полотна здесь проводила подрядная организация “Семей жолдары”. Под шквалом критики подрядчики тогда пообещали устранить все изъяны. Догадайтесь с трех раз, что увидели участники нынешнего рейда на улице Аймаутова? Правильно - такую же разбитую, затопленную дорогу с выбоинами и ямами. Впрочем, трехлетняя гарантия на ремонт пока не закончилась, и проштрафившиеся подрядчики успеют еще пару раз подлатать многострадальную дорогу! Смешно и грустно...
Что же делать?
- Немедленно подавать на нерадивых подрядчиков в суд! - уверен Николай Исаев. - Иначе бракоделы снова будут выигрывать тендеры и морочить всем голову. Если в Семее компании не справляются со своими обязательствами, нужно приглашать специалистов из других городов Казахстана.
- А если и они сделают тяп-ляп и уедут? Ищи потом ветра в поле…
- Если у акимата сильная юридическая служба, подобное просто невозможно. Но в том-то и дело, что в Семее юротдел давно умыл руки. За те четыре года, что город возглавлял Айбек Каримов, подрядчики привыкли к полному отсутствию контроля!
…Во время последнего рейда Ермак Салимов сказал, что деньги на ремонт дорог есть. Недавно областные власти выделили Семею на эти цели 200 миллионов тенге. Итого в распоряжении горакимата 700 миллионов. Вот только где гарантия, что и эти деньги не растают вместе с асфальтом на семейских дорогах? Судите сами: на ремонт улицы Садовой выделялось свыше 10 миллионов, а на ремонт улицы Аймаутова ушло и вовсе более 82 миллионов тенге! И это всего лишь две улицы из множества просто убитых магистралей.

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора

Астана: там климат иной!

Вместе с талой водой с дорог и тротуаров Астаны начал пропадать и асфальт, и столица поплыла - в буквальном смысле.
Почти в каждом микрорайоне города, за исключением престижных кварталов левобережья, асфальт на проезжей части и тротуарах растаял вместе со снегом. Провалы всюду - внутри спальных районов и на больших магистралях. Участки асфальта разбиваются колесами автомобилей и смываются бегущими по проезжей части ручьями.
Судя по всему, всю оставшуюся весну и весь июнь город традиционно будет стоять в пробках из-за ремонта дорожного полотна, которое, к слову, обновляют каждый год.
- Я в Астане живу уже пять лет, и каждую весну все наши дворы заливает, а асфальт разрушается. Возникает вопрос: из какого материала делают эти дороги и на что тратят бюджетные деньги, конкретно - наши налоги?! - негодует столичный автолюбитель Айдар АМАНЖОЛОВ.
- Зима аномальная. Ставили (вдоль дорог. - А. Н.) видеокамеры, смотрели в замедленном режиме. Вода попадает в микротрещины, замерзает, разрывает асфальт. В итоге дороги приходят в негодное состояние. О качестве дорог мы уже не говорим - речь идет об аномальности погоды, - пояснил со знанием дела заместитель акима Астаны Андрей ЛУКИН на заседании маслихата, на котором рассматривался бюджет столицы на 2016-2018 годы.
По его словам, ремонт дорог будет проводиться в первую очередь в правобережной части Астаны. Срок завершения работ - к 6 июля, к Дню столицы. Однако выделенных денег - 2 млрд. 91 млн. тенге, по информации Лукина, может не хватить.
- Надо рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании. Будем рассматривать этот вопрос по ходу пополнения доходной части бюджета в июле, - резюмировал Лукин.
Примечательно, что о дорогах в левобережье столицы чиновники преимущественно молчат. Видимо, там, за Есилем, совершенно другой климат. Не бывает ни зимы, ни дождей. И вообще - другая планета...
А тем временем столичные водители размещают в соцсетях фото новых ям с указанием их точного местоположения на карте.

Арсен НУРТАЗИН, фото автора

Актобе: президента на вас нет!

Актюбинцы, измученные качеством местных дорог, обратились к главе государства Нурсултану НАЗАРБАЕВУ открытым текстом: они просят его приезжать в Актобе как можно чаще. Только тогда, по их мнению, в городе появятся прочный асфальт и ливневые стоки.
Петицию с соответствующим текстом в социальных сетях опуб­ликовал местный автовладелец Мирас АКИМГАЛИЕВ. Вчера под ней стояли подписи уже более тысячи актюбинцев. Дороги в регионе всегда были низкого качества, утверждают авторы послания, а в этом году они и вовсе представляют опасность жизни и здоровью людей! Особенно в эту весну нередки случаи, когда на дорогах валяются фрагменты бамперов и подкрыльников от машин, а в ямы по самые боковые зеркала проваливаются автомобили - многочисленные фотографии в социальных сетях тому свидетельство.
Изменить ситуацию, по мнению подписантов, можно лишь в том случае, если глава государства будет приезжать в Актобе почаще, поскольку местные дороги, как правило, спешно приводятся в порядок к его визиту.
Аким Актюбинской области Бердыбек САПАРБАЕВ, назначенный на эту должность в сентяб­ре прошлого года, неоднократно критиковал качество местных дорог, а на прошлой неделе и вовсе признался на встрече с местным населением: ему стыдно перед людьми за разбитые улицы. Некоторые местные острословы расценили эти слова как явный намек акима своим подчиненным.
Намек чиновники, ответственные за состояние асфальтового покрытия в областном центре, поняли и в середине этой недели провели пресс-конференцию. С собой захватили дорожников - представителей компаний, выигравших тендеры на ремонт городских улиц.
Все то время, что шел брифинг, руководитель Актюбинского городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Нагымжан АЛДИЯРОВ не мог спокойно усидеть в кресле - все сильнее ерзал после очередного вопроса журналистов.
По его словам, за последние три года на ремонт городских улиц было выделено 7,4 млрд. тенге, на эту сумму удалось “привести в порядок” более 80 улиц - положили асфальт, установили бордюры, провели освещение. В этом году также на ремонт дорог выделяются немалые средства - без малого 2,7 млрд. тенге. А те рассыпавшиеся участки подрядчики, мол, отремонтируют за свой счет, как и положено по условиям тендера.
- На сегодня мы засыпали многие ямы, но паводок все смывает, - посетовал чиновник. - Нужно, чтобы была температура +5 градусов и стояла сухая погода для качественного ремонта.
Этими словами чиновник вызвал недоумение журналистов: почему тогда такие требования в предыдущие годы не выдерживались при ремонте дорог и действительно ли причина лишь в температурном режиме? Как выяснилось, нет. Просто в Актобе почти тотальное отсутствие ливневых стоков. По словам Нагымжана Алдиярова, построенные в последние годы ливневки ситуацию не спасают, а те, что советского образца, находятся в плачевном состоянии.
Актюбинцы восприняли это оправдание властей с большим скепсисом.

Антон МОЛДИН

Продолжение темы в следующем материале.

Поделиться
Класснуть