Палата битых козырей
Национальная палата предпринимателей РК стала в этом году едва ли не главным ньюсмейкером в отечественном информационном пространстве. Сотрудники и руководители НПП регулярно с кем-то спорят, выдвигают идеи и предложения, активничают в социальных сетях и даже призывают к экономическим реформам. Приносит ли это пользу отечественному бизнесу, ради которого и создавалось объединение?
Для начала немного истории. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан была создана 9 сентября 2013 года совместным решением правительства РК и НЭПК “Союз “Атамекен”. Всего за два года НПП превратилась в солидную организацию с широким кругом полномочий, гигантской структурой, которой позавидует иное министерство, и сетью региональных “дочек”. И в этом немалая заслуга председателя президиума палаты Тимура КУЛИБАЕВА.
Когда речь зашла о председателе правления палаты, на которого должна была лечь ежедневная многоплановая работа по улучшению делового, инвестиционного климата, стабильности, по развитию условий ведения бизнеса в стране, и прозвучала кандидатура Аблая МЫРЗАХМЕТОВА, у многих, кто помнил уголовный процесс над бывшим министром транспорта и коммуникаций, возникли резонные сомнения. И тогда ситуацию спас Тимур Кулибаев, вспомнив мудрую поговорку “За одного битого двух небитых дают”.
И закипела работа! Были созданы комитеты палаты и многочисленные департаменты, приняты руководящие документы НПП, среди них - устав, где в списке основных задач организации значилось: представительство и защита прав и законных интересов предпринимателей.
Как же решается эта задача?
Даже беглого знакомства с сайтом НПП “Атамекен” хватило, чтобы понять, что с представительством у палаты все нормально: многочисленные встречи с участием членов правительства, громкие заявления, “круглые столы”, семинары...
А вот с защитой... Громких дел, где в схватке за права и интересы предпринимателей НПП вышла победителем, обнаружить практически не удалось. Возможно, афишировать их руководство палаты в силу своей природной скромности посчитало неуместным...
Чтобы наглядно показать, как нацпалата защищает права и интересы своих членов, приведем три примера.
Чуть больше недели назад самый популярный торгово-развлекательный центр страны “МЕГА Алма-Ата” неожиданно превратился в поле битвы между владельцами магазина и арендаторами. Причиной конфликта стало недопонимание в вопросах арендной платы. “МЕГА” после девальвации была вынуждена скорректировать курс, прописанный в договорах, что явно не понравилось продавцам. Некоторые из них даже демонстративно закрыли свои бутики, чтобы газетные фотографы и телеоператоры успели снять “протест”.
А поддержали сию “революцию кофточек”... да-да, именно представители региональной палаты предпринимателей! Это они дирижировали ходом “несанкционированного митинга”, подсказывали спикерам, что нужно говорить в камеру, и наконец добились проведения переговоров на своей площадке. С самого начала “революционеры” выдвинули просто нереальные требования - убрать фиксированную арендную ставку и заменить ее процентом с прибыли. То есть фактически “МЕГЕ” предложили взять на себя заботу о чужом бизнесе, ведь от того, какой доход получит отдельно взятый бутик, зависит и благосостояние всего ТРЦ.
Конечно, можно только похвалить алматинскую ячейку нацпалаты - организовать такую акцию протеста не так уж и просто. Но ради чего все это было сделано? По сути, в “МЕГЕ” произошел обычный спор двух коммерсантов. Каждый из них хочет извлекать больше прибыли - что естественно, если вспомнить того же дедушку Маркса. Спрашивается, стоит ли ради этого затевать скандал? По-видимому, в НПП Маркса подзабыли - вот и посчитали, что именно таким способом можно добиться положительного результата.
Так случилось, что в октябре на эту же тему прошли “бои местного значения” и в Атырау. В нефтяной столице возмутителями спокойствия выступили предприниматели, арендующие площади в одном из крупных торгово-развлекательных центров города - “Атырау”. Главная причина та же - высокая арендная плата. Выслушав обе стороны, заместитель директора палаты предпринимателей Атырауской области Сарсенбай ЖОЛДЫБАЕВ заявил, что “работа по урегулированию данного вопроса с учетом интересов и арендаторов, и арендодателя будет продолжена”. Местная палата предпринимателей подписала даже меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с ТОО “OilRealEstate”. Тенденция, однако...
Рассмотрим другой пример. В начале октября казахстанцы узнали, что Министерство инвестиций и развития РК готовит всем нам неприятный сюрприз - с 2016 года будет введен так называемый утилизационный сбор для автомобилей, ввезенных из-за рубежа. Чтобы поставить на учет легковушку старше трех лет, нужно будет заплатить при регистрации 500 МРП, то есть почти миллион тенге! А получить техпаспорт на бывший в употреблении автобус или грузовик, произведенный более пяти лет назад, сможет в лучшем случае герой фильма “Миссия невыполнима”. 2500 МРП - именно столько это будет стоить. Можно сказать, что эти цифры призваны не только защитить экологию от старых машин, но еще и поддержать отечественного производителя, ведь завозить авто из других стран станет просто невыгодно.
Чтобы обсудить утилизационные сборы, было организовано специальное мероприятие, и НПП, естественно, принимала в нем участие. “Круглый стол”, как рассказывают очевидцы, получился смешным: чиновники из министерства принесли новые расчеты, лишь двое депутатов выступили против, еще несколько народных избранников попросили время, чтобы подумать, но большая часть встала по стойке смирно и поддержала предложение министерства. А что же представители палаты? Им идея с утилизационным сбором не понравилась, но почему-то в этот раз никто не стал подтягивать журналистов с камерами и устраивать публичные скандалы. Хотя в данном случае вопрос повышения цен на автомобили прямо затрагивает интересы всех казахстанцев и к тому же больно бьет по бизнесменам, занятым в сфере автомобильного бизнеса. Но где же активисты? Где же праведный всенародный гнев?
К слову, о лоббировании. На том же совещании по утилизационным сборам депутат от “Ак жола” Талгат ЕРГАЛИЕВ привел красноречивые цифры по автомобильному бизнесу. По его данным, импортеры машин за текущий год заплатили в виде налогов более 423 миллионов долларов. А отечественные автопроизводители за тот же период положили в бюджет страны всего 4 миллиона 982 тысячи долларов, то есть почти в 100 раз меньше! При этом заводы защищают и поддерживают, а тех, кто привозит машины из-за рубежа и наполняет казну, обкладывают непомерными пошлинами. Почему же НПП хранит гордое молчание? Может быть, потому, что спустя короткое время внештатный советник Аблая Мырзахметова журналист Денис КРИВОШЕЕВ выступил с предложением... разработать свой отечественный автомобильный бренд, то есть фактически поддержал автопроизводителей.
Есть и третий случай, который тоже произошел в октябре. В Доме министерств в Астане решался вопрос повышения цен на авиабилеты. Дело в том, что государственная компания “Казаэронавигация” вознамерилась увеличить тарифы на внутренние перелеты и обратилась с запросом в комитет по регулированию естественных монополий. Чиновники организовали открытые слушания, куда пригласили все авиакомпании. Были на этой встрече и журналисты, и, как оказалось, пришли мы не зря. Спор получился горячим: авиаторы настаивали, что времена сейчас непростые - кризис на дворе, уже наблюдается отток пассажиров, и повышение “стоимости пролета” больно ударит по всей отрасли. Навигаторы тоже за словом в карман не лезли, выдвигая свои доводы. Выступали даже представители международных организаций. А вот от Нацпалаты предпринимателей... никого не было! То есть обсуждается, казалось бы, очень важный, более того, принципиальный вопрос - удорожание авиабилетов ударит не только по рядовым казахстанцам, но и по бизнесу, негативно скажется на инфляции. Но НПП это не интересует. Ну, понятное дело, это вам не кофточки с джинсами... При этом авиакомпании, чей бизнес оказался под угрозой, тоже члены нацпалаты, которые, между прочим, платят за свое членство не самые маленькие взносы. Так почему же нацпалаточники не подрезали крылья их оппонентам?
Выводы напрашиваются неутешительные: только за один осенний месяц нацпалата могла принести большую пользу гражданам, но не сделала этого. А ведь все, что требовалось от НПП, - просто исполнять свои прямые обязанности, оговоренные уставом, то бишь защищать бизнес. Однако на деле вышло, что интересы продавца одежды из крупного ТРЦ для НПП важнее, чем, скажем, “Эйр Астаны” или “Бек Эйра” вместе с сотнями тысяч пассажиров. Авиаторы, кстати, отстояли свои тарифы без помощи Аблая Мырзахметова - просьба “Казаэронавигации” была отклонена.
Конечно, кто-то может возразить: это всего лишь три примера, а на самом деле Национальная палата предпринимателей делает очень много. Мы и не будем спорить, это действительно так. Но возникают смутные подозрения, что нацпалата старается изобразить заботу о всеобщем благе бизнеса, подменяя кропотливую работу по защите интересов предпринимателей разговорами “по глобалу”, бесконечными дискуссиями по вопросам, которые пытаются решать и решают, кстати, отдельные министерства и правительство в целом.
Вспомним: весь год руководители нацпалаты требовали девальвировать тенге. Хотя справедливости ради надо отметить, что председатель президиума Тимур Кулибаев в этом споре занял конструктивную позицию. Он заявил, что отношение к девальвации у НПП не может быть однозначным, поскольку в любом случае пострадает та или иная часть предпринимателей, а нацпалата выражает интересы всего бизнеса - от самого малого до самого крупного.
Самое активное участие в девальвационном марафоне принимал председатель правления Мырзахметов, который вопреки позиции своего шефа с высоких трибун и в интервью различным СМИ не уставал утверждать: во всех бедах с курсом тенге виноват Нацбанк. И все это выдавалось на-гора под лозунгом заботы об отечественном бизнесе. Хотя не нужно быть великим экономистом, чтобы понять: падение тенге чревато гибелью для многих мелких предпринимателей. И тогда можно забыть о создании среднего класса, который в других странах был и остается основой национальной экономики и о жизненной важности которого для страны не раз говорил президент.
Не отставали и коллеги Мырзахметова. Так, бывший зампред правления НПП Рахим ОШАКБАЕВ чуть ли не в каждом публичном выступлении заявлял, что казахстанский бизнес получит шанс на спасение, только если российский рубль будет стоить пять тенге, как это было до 2014 года. Призывы нацпалаты услышали - и результат мы видим: тенге обвалился, экономика ушла в еще более тяжелый кризис, зато Рахим Сакенович перебрался в кресло вице-министра инвестиций и развития. Мало кто знает, но до того как стать рупором НПП, Рахим Сакенович сам пытался заниматься предпринимательской деятельностью и даже получил в Банке развития Казахстана крупную сумму в виде кредита на строительство завода в Акмолинской области. Но заниматься реальным бизнесом чуть сложнее, чем строчить посты в Фейсбуке. В 2010 году предприятие Ошакбаева обанкротилось, на него неоднократно возбуждали уголовные дела, которые затем закрывались, а итоговый долг перед БРК составил почти 330 миллионов тенге. По курсу того времени - почти 3 миллиона долларов. И деньги это были, между прочим, государственные. Представьте себе, что даже имея за плечами такой опыт, Рахим Ошакбаев не стеснялся давать советы чиновникам и экономистам и даже заработал повышение. Что ж, остается только надеяться, что он будет лучшим чиновником, чем был бизнесменом...
Впрочем, г-н Ошакбаев далеко не единственный из руководителей НПП, у кого были проблемы с законом. За примерами далеко ходить не надо - и. о. председателя Алматинской палаты Юрий ТЛЕУМУРАТОВ в 2009 году был осужден за коррупцию. Прежде чем оказаться на скамье подсудимых, Юрий Джумабаевич занимал должность... председателя комитета финансового контроля Минфина, которую он оставил после того, как был признан виновным в превышении должностных полномочий. И вот теперь этот господин “защищает” интересы алматинского бизнеса...
Печально, но факт: авангард отечественного бизнеса напоминает потрепанную карточную колоду - в НПП собралось столько битых козырей, что небитых на их замену просто не наберешь.
Стоит ли удивляться тому, что нацпалата выстраивает свои приоритеты, мягко говоря, необычно - помогает одним, игнорирует других, а третьим позволяет благополучно умереть.
Создается впечатление, что в НПП “Атамекен” настолько вошли в самими себе присвоенную роль некоего “министерства по делам предпринимательства” (или даже второго правительства), что больше озабочены укреплением собственной власти, чем защитой чужого бизнеса. А впрочем, что в этом удивительного? Ведь давно известно: именно власть сегодня - самый эффективный и доходный бизнес.
Михаил КОЗАЧКОВ, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы