11922

Заговор бывших

Криминальная разборка пятилетней давности получила неожиданное продолжение

Ровно пять лет назад в поселке Нура Талгарского района произошла перестрелка. Это не было обычным хулиганством - во дворе дома бывшего председателя совхоза, где прощались с убитым парнем, огонь был открыт прямо по скорбящим родственникам и друзьям покойного. Те не растерялись и начали в ответ палить по нападавшим из охотничьих ружей. В результате на месте была убита 49-летняя женщина, еще двое местных жителей получили ранения... 

Ни тогда, ни сейчас ни для кого не было секретом: в сентябре 2010-го в поселке Нура стреляли не просто так. Бойня на похоронах стала продолжением разборок двух местных группировок - “Тайфун” и “Бродяги”. Пять лет назад наша газета раскрыла все подробности этого детектива (см. “Вендетта по-нурински”, “Время” от 30.9.2010 г.).
Одним из тех, кто принимал самое непосредственное участие в вооруженном конфликте, был местный житель Саят УАЛИЕВ. Впоследствии его задержали сотрудники областного управления по борьбе с организованной преступностью, он предстал перед судом и был осужден. Отбыв часть срока, участник разборок получил возможность освободиться условно-досрочно, чем не преминул воспользоваться. Вот уже несколько лет Уалиев законопослушный гражданин, занимается сельским хозяйством, и, словом, все в его жизни вроде бы было хорошо. А среди тех, кто искал и задерживал участников перестрелки на похоронах, в том числе и Уалиева, был майор полиции Ербол ТАЛКАМБАЕВ. Он еще несколько лет проработал в органах, а потом уволился. Но спустя пять лет пути-дороги бывшего преступника и экс-полицейского снова пересеклись.
- В мае этого года Ербол поехал в гости к родственникам и там разговорился с местной жительницей поселка Нура, - рассказывает брат бывшего сотрудника полиции Ержан ТАЛКАМБАЕВ (на снимке). - Выяснилось, что она хорошо знает Саята Уалиева. Брат возьми да и скажи: “Слышал, что Саята разрабатывает УБОП”. Знакомая передала эти слова Уалиеву. Тот спросил через нее, может ли Ербол помочь. Бывший майор ответил, что в голову первым пришло: “Это будет стоить 10 тысяч долларов!” Уалиев сказал, что это слишком дорого. На этом “переговоры” были окончены, брат даже забыл о разговоре…
А спустя неделю Уалиев сам позвонил Ерболу Талкамбаеву и предложил поговорить о том, как решить его проблему с органами. Впоследствии таких звонков было зафиксировано 14 - все это время именно Саят выходил на связь с бывшим полицейским, уговаривая его помочь в его деликатном деле. Талкамбаев в итоге согласился. Договорились встретиться, чтобы передать нужную сумму.
- Ербола задержали с поличным при получении денег, - продолжает рассказ Ержан Талкамбаев. - Как выяснилось, это была операция Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции. Ерболу предъявили обвинение в мошенничестве, ведь на самом деле он все выдумал - и разработку УБОПом, и свою “помощь” в решении проблемы. Брат признал вину, попросил суд рассмотреть дело в порядке упрощенного производства. В общем, совершил глупость, за что готов был ответить. Тем более что за такие преступления обычно строго не наказывают. Условный срок и запрет на работу в госорганах - чаще всего суды этим ограничиваются.
- Вот только в суде выяснилось, что Ерболу Талкамбаеву предъявлено обвинение уже по двум статьям, - присоединяется к разговору адвокат Алимжан ОРАЛБАЙ (на снимке). - К мошенничеству добавилось еще подстрекательство к даче взятки! Но мы не согласны даже с обвинением в мошенничестве - это было покушение на преступление, ведь Талкамбаев его не закончил. Но судья Талгарского райсуда АЛИШЕВ аргументов защиты не услышал и приговорил нашего подзащитного к реальному сроку - три года лишения свободы.
Разумеется, осужденный был не согласен с приговором, поэтому вместе со своими адвокатами решил написать апелляционную жалобу, а перед этим они еще раз изучили уголовное дело. И тут им в глаза бросилось явное несовпадение подписей следователей в весьма важных документах.
- Для того чтобы собрать достаточно доказательств вины Талкамбаева, сотрудники агентства решили установить прослушку на его телефон, - объясняет адвокат Оралбай. - Для этого им нужна санкция за подписью прокурора Алматинской области Габита МИРАЗОВА. Чтобы получить разрешение, офицер АДГСПК БАЙКАТОВ издает соответствующее постановление, вот только подпись в документе не похожа на ту, которую этот сотрудник оставлял на других бумагах. Помимо этого постановление об избрании меры пресечения в виде залога, изданное следователем ЕРШАТОМ, также, по всей видимости, подписано кем-то другим. Наконец, больше всего сомнительных автографов оставил следователь ТЮЛЕБАЕВ. У нас есть подозрения, что постановления о принятии им уголовного дела, изменении языка судопроизводства, постановление о проведении негласного контроля лица явно подписаны не им!
Чтобы проверить свои догадки, адвокаты попросили независимых экспертов изучить документы. Заключение специалистов развеяло последние сомнения: подписи сотрудников антикоррупционного ведомства выполнены другими лицами. Вот и выходит, что прокурор Алматинской области дал добро на незаконные следственные действия!
- Согласно нашему законодательству, все доказательства, добытые незаконным путем, должны быть исключены из материалов уголовного дела, - объясняет Алимжан Оралбай. - Ведь получается, что и слежка, и прослушка, и ряд важнейших процессуальных документов не имеют юридической силы. А в этом случае можно ставить под сомнение все выводы следствия, которые были поддержаны судом.
Спрашивается, как же борцы с коррупцией могли так опростоволоситься?
- У нас есть предположение, что разные подписи в документах появились не случайно, - высказывает версию Ержан Талкамбаев. - Дело в том, что расследованием преступления занималось региональное подразделение агентства, которое базируется в Каскелене. А санкции надо получать в Талдыкоргане, где располагается областная прокуратура. Мы думаем, что следователи просто отправляли текст постановлений своим талдыкорганским коллегам, те распечатывали бумагу, сами ее подмахивали и отдавали в надзорный орган. Там, разумеется, подписи никто не сличал. Конечно, кто-то может сказать, что это обычная халатность. Но в данном случае речь идет о судьбе человека - пусть даже и виновного в преступлении, но признавшего вину...
Теперь дело Ербола Талкамбаева рассмотрит апелляционная инстанция Алматинского областного суда. Адвокаты осужденного надеются: уж там-то наверняка разберутся, правильно ли было квалифицировано преступление и нет ли каких нарушений в действиях правоохранительных органов.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть