6619

Кассовая борьба,

или Не имей сто друзей - хватит одного прокурора

Согласитесь, нечасто заявляют отвод на суде прокурору - да еще в самом начале процесса. Однако именно с этого начались слушания по уголовному делу о мошенничестве в особо крупном размере в Кызылжарском районном суде Северо-Казахстанской области. Свое недоверие государственному обвинителю сторона защиты мотивировала тем, что у сотрудника прокуратуры с одним из свидетелей имеются “непроцессуальные контакты”.

В этом деле вообще много личного. Но главное - рядовой житейский конфликт раскрыл факты, дискредитирующие сразу несколько государственных органов.
В небольшом райцентре, как правило, все друг друга знают. Сотрудник ЦОНа Талап БАЛТАБАЕВ (свидетель по тому самому делу о мошенничестве) и работник прокуратуры Бауыржан ЕЛЬКЕНОВ общаются с самого детства - учились в одном классе. А Алия ЕЛЬКЕНОВА (на верхнем снимке) - супруга Бауыржана, и есть тот гособвинитель, которому защита с места в карьер заявила отвод.
Человеческие отношения - сложная субстанция: с кем-то они складываются, а с кем-то - нет. Так уж вышло, что между двумя односельчанами и коллегами - работниками Кызылжарского ЦОНа Талапом Балтабаевым и Арсланом КАЙРОШЕМ (на снимке) не сложилось, что называется, “по тяжелой”. Сначала повздорили, не поделив... рабочий телефон. А позже масла в огонь подлила девушка. Одному она подруга, второму - подчиненная.
- Я ее раньше прикрывал, все ошибки ее исправлял. И всегда приходилось за нее отвечать - я ведь был главным по сектору электронного правительства, - вспоминает Арслан Кайрош. - Я ей сказал раз, сказал два - а она ошибку не исправила. Я доложил руководству. Она написала объяснительную, а потом пришла ко мне и говорит: иди, мол, с Талапом по-мужски разберись. Я ей ответил: не пойду никуда, Талап здесь ни при чем. Ближе к обеду она вновь подошла, сказала, что сейчас ее братья приедут, начала инициировать ссору. И тут Талап забегает - и с кулаками на меня. Я его схватил, подбежали охранники, нас разняли. Тут в словесной перепалке Талап и сказал: мол, у него есть такие знакомые, что у меня “будут проблемы”.
И действительно через некоторое время в ЦОН с проверкой нагрянули сотрудники прокуратуры. Подняли квитанции об оплате госпошлины за получение паспортов, и выяснилось: за целых 224 паспорта деньги в бюджет не поступили! Квитанции эти выдавали кассиры районного филиала “Казпочты”, с теми же платежами, что шли через банковские переводы, все в порядке.
Словом, вот вам и состав преступления: деньги кассир взял, квитанцию выдал. Взял также комиссию за услуги “Казпочты” и 70 тенге за заполнение бланка. А в бюджете денег нет! О том, что в кассах “Казпочты” не все чисто, свидетельствуют и показания одного из кассиров. Женщина рассказала следователям, как уже во время прокурорской проверки поздним вечером проставляла печати на чистых бланках квитанций. Эти левые квитанции сейчас фигурируют в материалах дела.
Казалось бы, криминал налицо. Но в какой-то момент все четверо кассиров районной почты из подозреваемых чудесным образом превратились в свидетелей. “Приступ честности” у них к тому времени прошел, показания они поменяли - стали рассказывать следователям другую невероятную историю. О том, как деньги они у людей брали, но не проводили через электронную систему потому, что отдавали эти деньги… сотруднику ЦОНа, чтобы тот провел их сам, по другой системе. Разумеется, отдавали без всяких расписок. Согласитесь, мягко говоря, удивительная доверчивость людей, профессионально имеющих дело с чужими деньгами...
Именно эта версия сейчас и звучит в суде из уст государственного обвинителя (ходатайство об отводе которого, кстати, суд не удовлетворил). И вместо четырех подозреваемых в деле теперь один - насоливший “другу” прокурора Балтабаеву Арслан Кайрош.
В пользу того, что деньги за паспорта Арслан Кайрош брал себе, свидетельствуют лишь показания кассиров. Свидетелем по делу проходит и Талап Балтабаев. Он тоже менял свои показания. Но наоборот: сначала утверждал, что хорошо видел, как Кайрош брал деньги, а потом - что уже не уверен в этом точно...
Никаких иных доказательств вины Арслана в деле нет. С вещдоками вообще приключилась странная история. Оплата не прошла по 224 квитанциям. Казалось бы, логично было их все изъять для проверки из миграционной полиции, где они и хранятся. На момент изъятия, по словам сотрудника “миграционки”, все они были на месте. Однако в материалах уголовного дела их всего 116. Где остальные, неизвестно. Оперативное видео, снятое в момент изъятия, странным образом оказалось “запорото”.
Тем не менее оставшиеся квитанции, заполненные от руки, сейчас главные вещественные доказательства по делу. По ним, как положено, провели экспертизу, дабы определить всех причастных. Вот только к экспертам попало... всего 6 квитанций из 116. Ответ был ожидаемым: экспертам не хватило свободных образцов. На этом процедуру проведения экспертизы решили завершить. Адвокатские жалобы в полицию и прокуратуру оказались безрезультатными.
Адвокат Амангельды АБИКЕЕВ написал и в местное управление Агентства по делам государственной службы: в таком разобранном виде дела в суд попадать не должны.
- Есть все доказательства, что кассиры “Казпочты” причастны - они сами дают показания, признают вину, техническая экспертиза установила, что на квитанциях оригиналы печатей “Казпочты”. То есть следствие не дало ответа, каким образом Кайрош мог поставить на квитанции печати. Статья “растрата” в отношении кассиров железно доказывается. Но все прекращается только лишь на основании их измененных показаний! - возмущается Абикеев.
Уголовный процесс только начался. Защита надеется, что полную экспертизу злосчастных квитанций все-таки удастся провести, о чем готовит ходатайство.
Перед председателем районного суда Ербаром КАЛИЕВЫМ (на снимке), который ведет это дело, стоит весьма сложная задача. Ведь досудебное расследование обозначило больше вопросов, чем ответов. И если приговор будет оправдательным, то выяснять, куда девались полтора миллиона тенге (а может, и гораздо больше?), все-таки придется.

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск

А тем временем

Стало известно еще об одном любопытном факте в этом же районе. В Кызылжарском райуправлении по защите прав потребителей идет проверка - столичные ревизоры ищут суммы штрафов за нарушение санитарных норм. Обнаружено, что в республиканский бюджет не поступили отсюда два платежа. Хотя обе квитанции - об оплате на 9260 тенге от физического лица и на 39 640 тенге от юридического - в местное управление принесли в срок. На этих квитанциях красуются печати районного отделения “Казпочты”. 

Поделиться
Класснуть