Языковой барьер
Единственный на весь западный регион страны Актюбинский центр по обучению языкам может кануть в Лету после его приватизации. Не только местные жители, но и иностранцы, заговорившие на казахском благодаря этому учебному заведению, готовы просить правительство республики не пускать его с молотка.
Открытие в Актобе восемь лет назад центра по обучению казахскому, русскому и английскому языкам стало, без преувеличения, значительным событием в жизни преимущественно русскоговорящего региона. На удивление многих, количество добровольцев, желающих овладеть языком Абая, превзошло все ожидания. И это, в общем-то, неудивительно: слушатели курсов овладевают им, равно как и двумя другими языками, бесплатно, то есть труд преподавателей оплачивается из бюджета.
Постепенно в центр потянулись иностранцы: корейцы, немцы, французы, англичане, американцы, а Актюбинская область значительно продвинулась вперед в плане реализации языковой политики. Причем за все время существования центра английский выбрали 874 человека, русский - 95 человек, а казахский - 90 процентов слушателей.
Но приходят, похоже, иные, безрадостные для центра времена: его планируют пустить с молотка, отдать в частный сектор. Дело в том, что еще в марте прошлого года по решению правительства страны Актюбинский центр по обучению языкам попал в список предприятий и организаций квазигосударственного сектора, подлежащих приватизации с сохранением профиля. Всего в этом перечне 18 предприятий региона, осуществляющих свою деятельность в сфере культуры, спорта, сельского хозяйства, издательства, а также пассажирских перевозок. К слову, в этом списке оказались районные газеты и некоторые медицинские организации. Другими словами, власти хотят избавиться от бюджетного балласта и коммерциализировать эти структуры с извлечением дохода за счет оказываемых услуг. А это, опасается педколлектив языкового центра, прямой путь к его забвению: вряд ли найдется много людей, готовых сегодня платить за курсы.
По словам руководителя отдела по управлению коммунальной собственностью Актюбинского облуправления финансов Динары УЛУКПАНОВОЙ, центр уже четыре раза выставлялся на торги, но желающих приобрести его пока не нашлось.
Не сказать, что центр стоит весьма дорого - чуть более 12 млн. тенге, однако участники торгов - что любопытно! - охотнее всего покупали районные издания: на сегодня уже продано семь районок на общую сумму 16,2 млн. тенге. Ушел с молотка и центр здорового образа жизни - за 6,3 млн. тенге. Кто стал их владельцами, в финуправлении сообщить отказались, ссылаясь на закон.
Между тем педколлектив языкового центра обеспокоен: если и последующие торги будут признаны несостоявшимися, то учреждение ждет и вовсе безрадостная участь.
- В Актобе сегодня насчитывается более 20 образовательных центров, но у каждого своя ниша на рынке, - говорит директор Актюбинского центра по обучению языкам Клара СЕРГАЗИНА (на снимке). - Наша деятельность имеет социальную направленность, центр не ограничивается городом Актобе - языковые курсы мы организуем в сельских районах области, для желающих обучаться самостоятельно организовали дистанционное обучение. Кроме того, проводим “круглые столы”, спецкурсы для делопроизводителей, семинары для педагогов, специалистов-переводчиков. За все время своего существования центр выпустил 38 учебно-методических пособий, в том числе для детей. Около 15 тысяч современных словарей и разговорников раздали бесплатно слушателям, предприятиям и учреждениям области.
Медицинский работник Вера БОНДАРЬ (на снимке) рассказывает, что пришла на курсы в языковой центр с багажом из двух десятков общеизвестных казахских слов: “бар”, “жоќ”, “аќша”, “саламатсыз ба”, “сау болыњыз”...
- И не ожидала, что смогу так продвинуться в освоении казахского всего за... три месяца! Конечно, я пока не полностью понимаю новостные репортажи на казахском языке или айтыс, но могу вести обычные беседы, смотреть фильмы, составлять несложные тексты. Поэтому я не в восторге от того, что центр вдруг закроется.
Молодой юрист Диана ЗАЛЕВСКАЯ (на снимке) в будущем видит себя именно казахскоязычным специалистом и признается, что центр по обучению языкам еще более укрепил в ней эту уверенность:
- Я тоже не думала, что за короткий промежуток времени могу достичь таких результатов. Занимаюсь пять раз в неделю, нам задают домашние задания плюс прорабатываем здесь упражнения, придумываем диалоги, рассказы. Причем все это предоставляется государством бесплатно. И я сомневаюсь, что ситуация изменится в лучшую сторону, если центр уйдет в частные руки. Пострадают в первую очередь молодые специалисты, студенты, школьники. Навряд ли они осилят оплату за обучение. Здесь ведь не просто курсы по школьной программе, а обучение по пятиуровневой профессиональной программе для взрослого населения и иностранцев.
Другой немаловажный вопрос: будет ли новый хозяин центра, определись он, заниматься всем тем, что входит в понятие “эффективная реализация государственной языковой политики”?
Возможно, ответ на него кроется в истории Сона ШИМОНА, несколько лет назад приехавшего из Южной Кореи в Актюбинскую область на работу. Общаясь с ним, с трудом верится, что он до приезда в Актобе не учил казахского языка. Как, впрочем, и его супруга, тоже этническая кореянка. А работники языкового центра прекрасно помнят эту супружескую чету, которая в 2008 году знала лишь один казахский слог - “каз”.
- В вашей стране многие знают мировой язык - английский, язык межнационального общения - русский. Но почему-то еще многие не знают казахского - языка государствообразующей нации, - рассуждает Сон Шимон. - Как я убедился на своем опыте, с задачей обучить госязыку лучше всего могут справиться именно специализированные центры. Ведь я здесь не только учился разговаривать, но и посещал различные семинары, “круглые столы”, тренинги и даже тои (!), чтобы ознакомиться с казахскими традициями и обрядами. Всем известно: если у нации не будет языка, то не будет ни культуры, ни истории, ни традиций. Тогда почему закрывают языковой центр - я не понимаю...
Антон МОЛДИН, фото автора, Актобе
От редакции Пока материал готовился к печати, руководитель управления по развитию языков Актюбинской области Гюлайым ТЮЛЕБАЕВА сообщила: на состоявшемся на днях селекторном совещании первый вице-премьер Бакытжан САГИНТАЕВ отметил, что вопрос передачи центров по обучению языкам в конкурентную среду остается открытым. По его словам, правительство в течение ближайших двух месяцев постарается найти решение без ущерба общественным интересам.