7863

Стоп, машина!

или Почему армейская техника после модернизации регулярно выходит из строя

Широко разрекламированная модернизация комплекса командирских машин управления огнем 1В17 (на базе бронетранспортеров и КамАЗов повышенной проходимости) обернулась тем, что техника на поверку оказалась... неготовой к боевым походам! Специальная комиссия оборонного ведомства, проверив деятельность ТОО “НПП АСКБ “Алатау”, занимающегося этой самой модернизацией штабных машин, пришла к весьма печальным выводам: сроки контрактов нарушены, системы управления огнем не работают, сама модернизация с капитальным ремонтом еще не завершена - перечень всех обнаруженных недостатков занял семь страниц...

Наша газета неоднократно писала о коррумпированных генералах из высшего эшелона оборонного ведомства, об устаревшей технике, поставленной нашей армии израильскими бизнесменами, о том, как отдельные высокопоставленные чиновники Мин­обороны, игнорируя продукцию отечественного производителя, всеми правдами и неправдами пытаются лоббировать коммерческие интересы очередной израильской фирмы Elbit Systems (см. “Военная тайна”, “Время” от 18.9.2014 г.). А такое сотрудничество весьма и весьма чревато - при совместной работе с израильтянами нашим производителям военной техники придется делиться с ними государственными тайнами (так как гособоронзаказ - сфера секретная, и на документы, принимаемые в этой отрасли, налагается соответствующий гриф)...
После выхода статьи “Военная тайна” в редакцию пришло письмо за подписью генерального директора ТОО “Научно-производственное предприятие АСКБ “Алатау” А. ОГАЯ. Руководитель предприятия, основная деятельность которого связана с государственным оборонным заказом, а именно - модернизацией командно-штабных машин (КШМ), пишет: утверждение автора статьи о срывах сроков исполнения модернизации КШМ не соответствует действительности. По мнению г-на Огая, его фирма “выполняет все работы по модернизации в соответствии с техзаданием, устанавливает все необходимые системы и передает заказчику в установленные договором сроки...”. Сославшись на это обстоятельство, г-н Огай попросил нас опубликовать опровержение. Мы не сомневаемся, что фирма “Алатау” зарекомендовала себя с наилучшей стороны в Минобороне (в противном случае не видать бы ей контракта по гособоронзаказу как собственных ушей).
Однако в распоряжении редакции оказалась копия акта проверки деятельности ТОО “НПП АСКБ “Алатау”, составленная комиссией из 13 офицеров оборонного ведомства. К слову, этот документ под названием “Заключение по техническому конт­ролю исполнения услуг на соответствие тактико-техническому заданию” адресован начальнику Генерального штаба Вооруженных сил РК генерал-полковнику Сакену ЖАСУЗАКОВУ.
Военные эксперты проверили комплекс управления огнем (КМУО), установленный на девяти различных машинах, и пришли к следующим выводам (заключение написано на 10 листах, поэтому мы приводим лишь самые ключевые пункты): “Работы по модернизации КМУО с капитальным ремонтом не выполнены в соответствии с договором; радиостанции, применяемые на данных комплексах, не приняты на вооружение в Вооруженных силах РК; технический контроль комплекса в полевых условиях на учебном центре “Илийский” вообще не проводился (!) - так как руководство ТОО “Алатау” не вывело на полигон боевые машины по причине неготовности комплекса; в системе отсутствует возможность управления дивизионом 122-мм и 152-мм гаубиц, 152-мм пушек и 122-мм и 220-мм установок “Град”.
А еще военные специалисты не смогли проверить работоспособность радиостанций и средств проводной связи, установленных в предоставленных боевых машинах. Причина - поставщик (то есть ТОО “НПП АСКБ “Алатау”) не сумел предоставить средства связи во всех режимах работы, как того требуют технические характеристики. Что же конкретно возмутило комиссию Мин­обороны, которую возглавил командующий ракетными войсками и артиллерией ВС РК полковник С. АЛЬЧЕКЕНОВ?
Возьмем, к примеру, машину командира дивизиона (БТР-60д). По мнению членов комиссии, стандартные и дополнительные приборы освещения не работают (а если объявят ночные учения - солдатам фонариками придется подсвечивать своему командиру, чтобы тот мог управлять вверенным подразделением?!).
Далее военные эксперты пишут: “Установленные на этом комплексе лазерная инерциальная и навигационная системы к автоматической системе управления не подключены. В электронных топографических картах не отображаются условные знаки, не предусмотрена возможность загрузки векторных карт и фотоснимков, в автоматическом режиме не проводится перерасчет координат из зоны в зону, и не предусмотрена функция выбора системы тех самых координат”. Проще говоря, если завтра, не дай бог, война, то такие бронемашины - обычное железо, но никак не командно-штабная машина. А ведь государство выделило сотни миллионов тенге на модернизацию именно КШМ! Спрашивается: на что конкретно потрачены эти бюджетные средства, если результаты модернизации оставляют желать лучшего?..
Такие же недостатки эксперты оборонного ведомства обнаружили в командно-штабной машине дивизиона, в машинах командира и старшего офицера батареи. Но это, как говорится, цветочки. Чем дальше - тем интереснее...
Как выяснилось, подрядчик не обеспечил условия проверки передачи скорости данных в локальной сети, функционирование автоматизированной системы управления (АСУ) военные специалисты в полном объеме проверить не смогли. Причина - неработоспособность системы приема и передачи данных. А программное обеспечение периодически зависает (эксперты так и не сумели установить причины) и имеет существенные разногласия с требованиями технического задания. Но самое главное - расчеты огневых возможностей дивизиона для поражения различных целей, времени огневого воздействия по цели, необходимого количества орудий ТРЕБУЮТ (выделено нами. - Ред.) доработки! Что самое страшное - никакой информационной безопасности! К примеру, запуск программ не защищен многоуровневым паролем, что может привести к весьма печальным последствиям. А именно - к утечке информации, составляющей военную тайну. Представляете?!
К слову, контракты на модернизацию команд­но-штабных машин стали заключать еще с 2011 года. Другими словами, нашей армии в очередной раз подсунули неработающие комплексы, на модернизацию которых вбухали сот­ни миллионов средств! И командиры, видимо, были вынуж­дены принять эту технику на вооружение и теперь пытаются довести ее до ума. Возможно, об этом не знает гендиректор ТОО “Алатау” г-н Огай. Но с этими выводами военных экспертов были ознакомлены главный конструктор этой фирмы А. КОМНИК и главный специа­лист А. КАРЫПОВ. Выходит, они не стали докладывать своему шефу о выявленных военными экс­пертами недоработках, раз г-н Огай написал нам письмо с просьбой об опровержении?
А знаете, почему в армию продолжают поступать недоработанные боевые машины? Причина проста: производителем не были изготовлены промышленные образцы, и, соответственно, продукция фирмы при всем желании не смогла бы пройти сертификацию в департаменте технического регулирования Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Казахстана. Тогда кто же дал команду в войска принять “нестандартную” технику? В распоряжении редакции оказались копии двух документов, связанных с модернизацией командно-штабных машин. От фирмы “Алатау” документ подписал А. Огай, от Мин­обороны - начальник Главного управления связи ВС РК полковник Т. КЕМЕРБАЕВ. На другом документе кроме подписи г-на Огая красуется автограф начальника Главного управления вооружения ВС РК генерала А. АСЕНОВА (того самого - обвиненного в коррупции и ныне отбывающего наказание в так называемой красной зоне). Тут возникает целый букет вопросов.
Во-первых, почему опытные образцы не были предоставлены специалистам департамента технического регулирования МИР РК? Во-вторых, кто еще кроме господ Асенова и Кемербаева принимал неработающие комплексы и передавал технику в войсковые части страны? В-третьих, почему ни один из контролирующих и надзирающих органов не обратил внимания на нарушение Закона “О техническом регулировании”? В-четвертых, знают ли в руководстве военного министерства об этих недостатках и какие меры намерены предпринять? И наконец, в-пятых, кому это выгодно - армии, стране или отдельным высокопоставленным чиновникам с большими звездами на погонах?
Ведь для нормальной деятельности как военного ведомства, так и отечественных производителей, специализирующихся на государственном оборонном заказе, созданы все необходимые условия. И это не пустые слова. 25 июля 2012 года постановлением правительства утверждены Правила осуществления контроля за качеством выполнения государственного оборонного заказа на предприятиях независимо от форм собственности. В 16-м пункте говорится о военных представительствах, работающих на отечественных предприятиях. Военпредам поставлены конкретные задачи: участие в испытаниях техники, контроль за качеством продукции и технологического процесса, приемка изделий, выпуск которых начат впервые или возобновлен после перерыва.
При этом обязательна процедура периодических испытаний (а их необходимо проводить до тех пор, пока продукция не будет соответствовать требованиям заказчика из Минобороны либо научно-технической документации). И только после устранения всех замечаний, недоработок и дополнительных предложений военных должна проводиться приемка продукции и изделий для армейских нужд. Кстати, для местных производителей такая схема - благо, о котором они могут пока лишь мечтать. По мнению специалистов, работающих в сфере государственного оборонного заказа, это послужит своего рода заслоном против многоходовых серых схем в оборонном ведомстве.
Кстати, военпредов поддерживают и в Совете безопасности РК. В интервью одной республиканской газете заместитель заведующего Секретариатом Совбеза Саид­мурат ТАНИРБЕРГЕН заявил: “В целях контроля и обеспечения качества выполнения оборонных заказов восстановлен институт военных представительств Минобороны. В перспективе основными направлениями военно-технологической модернизации казахстанской армии будут автоматизация процессов управления войсками и подразделениями, широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий и робототехнических систем, оснащение высокоточным оружием...”.
Казалось бы, важность проблемы очевидна, все документы, необходимые для ее решения, подписаны. А на практике военпреды оказываются беспомощными: они пачками шлют рапорты своим начальникам о выпуске некачественной продукции отечественными производителями, но их доводы почему-то остаются неуслышанными. Спрашивается, кто понесет персональную ответственность, если вдруг, не дай бог, начнутся военные действия, а хваленая “модернизированная” техника, “аналогов которой нет даже в армиях супердержав”, окажется обездвиженной? Командир роты или “крупнозвездные” чиновники Минобороны? Сдается, тут уже не КШМ - вся наша военно-бюрократическая машина требует срочной модернизации...

Тохнияз КУЧУКОВ, коллаж Владимира Кадырбаева, Алматы

От редакции Просим руководство Главной военной прокуратуры РК считать эту публикацию официальным запросом.

Поделиться
Класснуть