3320

Как всё запущено!

Увидит ли небо отечественный “Фермер”?

В Караганде местные власти уже голову сломали, кумекая над тем, как бы воплотить в жизнь мало-мальски достойный проект и тем самым внести свою лепту в претворение всереспубликанской “Карты индустриализации”. Едва со множеством мытарств поставят на рельсы один, как со страшной силой летит под откос другой.

Что-то не везет шахтерской столице с прорывными проектами. Местные власти и бизнес-элита вроде бы находят инвесторов, запускают производства, помпезно отчитываются “наверх” об открытии энного количества новых рабочих мест... Но вот именно, что ключевые во всей этой фразе два слова - “вроде бы”. Потому как намеченные планы нещадно срываются. Причем для того, чтобы все-таки запустить эти новые проекты, до того сожравшие сотни миллионов бюджетных денег, требуются дополнительные крупные вложения.
Примеров как грибов. Под бурные аплодисменты введенный в строй в 2010 году уникальный завод по производству кремния “Силициум Казахстан” ныне наглухо законсервирован и ожидает оздоровления. Только для его оживления нужно вбухать более миллиарда тенге (см. “А может - в реанимацию?”, “Время” от 16.1.2014 г.).
Еще один образец бездарной траты финансов - открытый в 2011 году, но так по-настоящему и не заработавший завод “КазАвиаСпектр”. На строительство его инфраструктуры было потрачено 750 миллионов бюджетных тенге, еще 846 “лимонов” нацвалюты предприятию выдал в качестве льготного кредита холдинг “КазАгро”. Местные власти списали проблемы на казанских партнеров из фирмы МВЕН: те якобы не предоставили вопреки договоренностям необходимую техническую документацию для сборки самолетов марки “Фермер”. После того как фиговое авиапроизводство раскритиковал президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ, чиновники начали судорожно исправлять ситуацию. Вскоре после этого разноса аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ заявил, что появились первые подвижки: цех сборки передали в управление казанской компании, которая командировала на “КазАвиаСпектр” четверых своих специалистов. Ответственные лица молят Аллаха, чтобы в этом году завод выпустил-таки два запланированных самолета. Глава региона отнесся к контролю за сборкой бортов настолько серьезно, что велел установить в цехе веб-камеру. Теперь через Интернет он ежедневно будет наблюдать за ходом работ. Видимо, только при таком тотальном надзоре у нас что-то действительно сможет взлететь.
Между тем совсем безрадостны последние новости о проекте строительства на территории специальной экономической зоны (СЭЗ) “Сарыарка” завода по производству грузовых железнодорожных вагонов. На прошедшем в Караганде осенью 2012 года Инвест-форуме этот проект был признан одним из самых перспективных. На том форуме, подготовка и проведение которого обошлись бюджету в 70 миллионов тенге, был заключен меморандум с немецкими партнерами из компании FTD Fahrzeugtechnik Gmbh, намеревавшимися инвестировать в казахстанское вагоностроение 38 миллиардов тенге. Сегодня же наши чиновники крепко сомневаются в целесообразности строительства завода. Озарение на них снизошло вновь после замечания главы государства. В октябре 2013 года на расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев, обсуждая вопрос межрегио­нальной кооперации, отметил, что в Астане уже работает завод по производству электровозов, а в Павлодаре выпускают грузовые вагоны.
- Зачем тогда в Караганде строят второй завод полувагонов? - пригвоздил президент.
После этого к проекту внезапно пропал интерес у всей местной власти во главе с акимом области.
- Совместно с Министерством индустрии и новых технологий РК и АО “НК “КТЖ” проработан вопрос потребности рынка и получено заключение о том, что нет целесообразности, - заявил Бауржан Абдишев. - Если инициаторы проекта - немецкая компания - обеспечат экспорт своей продукции за пределы Казахстана, тогда этот проект будет реализовываться на территории СЭЗ. Если нет - этот проект будет остановлен.
Безусловно, свое производство стране необходимо. Но с таким прожектерским подходом, как у наших чиновников, пока, кроме напрасного прожигания финансов, ничего толкового, увы, не получается.

Аким Карагандинской области Бауржан АБДИШЕВ (в центре) в цехах ныне замершего завода “Силициум Казахстан”.


Ирина МОСКОВКА, фото автора и Владимира Третьякова, Караганда

А тем временем

Подумаешь, мелочь какая...


Количество проблемных проектов, которые реализуются в Казахстане в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) страны на 2010-2014 годы, не является критичным, считает первый вице-министр индустрии и новых технологий Альберт РАУ.

- Из 650 проектов введенных, которые уже дают существенную отдачу, на сегодняшний день там 10 проектов, которые мы называем не простаивающими - они проблемные, - сказал он вчера на брифинга в Астане, добавив: - Это рынок. Где-то у владельца какие-то проблемы возникают, но это до того мизер, что это не критично вообще - ни для программы, ни для карты (индустриализации. - Ред.).
Он подчеркнул, что, “естественно, по ним ведется работа, понятно, это ответственность, но это все проекты региональной карты (индустриализации. - ИФ-К)”.
А. Рау заверил, что при разработке второй пятилетки гос­программы ФИИР будут учтены многие вопросы:
- Будет более четкое разделение ответственности, и она, собственно, уже сегодня есть, но в следующей пятилетке это будет четко расписано.


По сообщению Интерфакс-Казахстан

Поделиться
Класснуть