3360

Как бы не пронесло!

В Семее разве что чудо или какой-нибудь народный умелец может предотвратить прорыв канализационного дюкера, проложенного по дну Иртыша

Февраль в самом разгаре, а в Семее вот уже который год в это время с тревогой ждут приближения весны: с началом ледокола аварийная труба канализационного дюкера, пролегающего по дну Иртыша, оказывается в буквальном смысле слова на волоске от разрыва. Если это произойдет, тонны нечистот хлынут вниз по течению трансграничной реки, спровоцировав грандиозную экологическую катастрофу и небывалый международный скандал. Пока проносило. Но пронесет ли на этот раз?

Проблема остро обозначилась еще в 2002 году. Водолазы проводили плановое обследование нижнего дюкера, по которому под водой с правого берега на левобережье к очистным сооружениям перекачиваются канализационные стоки, и обнаружилось, что огромная труба провисла, а под ней образовалась двухметровая яма. Специалисты забили тревогу.
- Обнажившись, дюкер становится абсолютно незащищенным, - поясняет главный специалист отдела государственного экологического контроля Семея департамента экологии по Восточно-Казахстанской области Оразгайша МАКАНОВА (на снимке). - Разрыв трубы может спровоцировать и бурное течение реки, и постоянно пульсирующее давление, с которым перекачиваются нечистоты с одного берега на другой. Но особенно уязвим аварийный дюкер с наступлением ледокола. Последние годы у нас были невероятно холодные зимы. Нынешняя поначалу была потеплее, но затем ударили морозы, которые вот-вот, как обещают синоптики, должны пойти на спад. Так вот, чем сильнее стужа, тем толще, глубже, если можно так выразиться, ледо­образование, что в свою очередь может повлечь изменение русла реки. При таком раскладе вероятность аварийного прорыва дюкера многократно увеличивается...
А значит, на горизонте грозно маячит опасность напоить водой со зловонным душком не только семейчан, но и всех, кто находится внизу по течению Иртыша: Курчатов, Павлодар, а там и Российская Федерация недалеко.
Но глобальное загрязнение единственного источника питьевой воды, коим для многих населенных пунктов является Иртыш, может обернуться не только всплеском заболеваемости кишечных инфекций - по дну реки перекачиваются канализационные стоки из туберкулезного диспансера и инфекционной больницы Семея!
Нельзя сказать, что власти не пытались предпринять меры для предотвращения возможной страшной аварии.
В 2006-2008 годах на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации (ПСД) реконструкции на ладан дышащего дюкера из государственной казны были потрачены миллионы тенге. Но до ремонтных работ дело, увы, так и не дошло: предложенный проект стоимостью около 443 миллионов тенге был отклонен “Востокгосэкспертизой” в связи с многочисленными замечаниями. А после доработки он подорожал почти до 549 “лимонов”. Такую сумму местные власти осилить не могли.
В августе 2011 года у акимата Семея нашлось лишь около двух миллионов на повторное обследование аварийного дюкера. Его результаты оказались неутешительными: воронка под трубой увеличилась, значительно ухудшилась ее изоляция. Промедление было чревато...
Но вновь все пошло, как всегда у нас бывает: разработка ПСД, бесплодные попытки выбить деньги на реализацию дорогостоящего проекта. Правда, речь шла уже о совсем других суммах. Только ПСД ремонта дюкера в 2012 году потянула аж на 5,3 миллиона тенге! А в конце 2013 года городской отдел ЖКХ обратился к акиму Восточно-Казахстанской области Бердыбеку САПАРБАЕВУ с просьбой добиться выделения из областного или республиканского бюджета на ремонт злосчастного трубопровода... 1 миллиарда 108 миллионов!
- Складывается впечатление, что чиновники надеются: проблема разрешится как-нибудь сама собой. Как это произошло со знаменитым керосиновым озером! - горько шутит известный в Семее общественный деятель Николай ИСАЕВ.
Для тех, кто не знает или подзабыл историю, напомню: этот искусственный взрывоопасный водоем образовался в 70-х годах прошлого столетия под землей (!) в районе дислоцировавшейся тогда в Семипалатинске советской военной авиа­базы. Гидрологические исследования, проведенные в начале 90-х, показали: под землей скопилось 6 тонн 640 килограммов авиатоплива. Тогда же впервые прозвучало: керосиновое озеро движется к реке! От гигантского загрязнения Иртыша могли пострадать не только прибрежные населенные пункты - экологи предрекали неминуемую гибель флоры и фауны.
Восемь лет ушло у ученых и общественников на то, чтобы достучаться до правительства. Выигравшее в 2001 году тендер по программе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды столичное ТОО выкачало из подземных вод 30 тонн керосина. Это почти в пять раз больше той цифры, что называли гидрологи при обследовании керосинового озера в 1990 году. Но до его ликвидации было еще очень далеко. Впрочем, откачку керосина пришлось прекратить. Закончились деньги.
Позже неоднократно предпринимались попытки возобновить работы, но каждый раз оборачивались пустыми хлопотами и напрасными тратами... Только один пример: пункт “Ликвидация загрязнения подземных вод Семея авиакеросином” внесли в Стратегию развития Восточно-Казахстанской области на 2008-2010 годы с планируемым выделением 195,5 миллиона тенге, но по обыкновению средств так и не нашлось, а тем временем успели истечь сроки действия согласований и заключения экспертизы.
О проблеме стали постепенно забывать. Я бы даже сказала - сжились с нею. Поэтому выступление начальника Иртышского бассейнового водохозяйственного управления Даурена ТЛЕУБАЕВА на сессии маслихата Семея в конце 2012-го произвело эффект неразорвавшейся бомбы. Оказалось, пока в казне из года в год изыскивали сотни миллионов тенге на ликвидацию злополучного озера, жители улицы Аягузская даром вычерпали из подземных недр почти весь керосин! Для этого им не надо было прилагать особых усилий. В своих собственных дворах из обычных скважин с помощью дачных насосов они выкачивали вместе с водой сот­ню-другую литров нефтепродукта в день. Добытого керосина с лихвой хватало и себе, и на продажу!
Вот только в случае с аварийным дюкером наивно было бы надеяться на чудо. Все же нечистоты - не авиационный керосин. Разве что какой-нибудь народный умелец, случись прорыв трубы, не придумает, как добывать фекалии со дна Иртыша и перерабатывать их, ну, скажем... Да мало ли где может ОНО пригодиться в нашей удивительной стране! А что? Ведь есть у нас умельцы, наловчившиеся получать из навоза электро­энергию и... витамины! Правда - загляните в Интернет. А в прошлом году Даулетхан ШОЙТАНОВ из актюбинской глубинки прославился тем, что научился добывать из коровьего навоза биогаз. Как говорится, знай наших!


Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть