3596

Проколы нашего городка, или Как в Семее “рай на земле” организовывали

Вопреки заверениям властей о готовности Семея к зиме, отопительный сезон в городе начался со скандала: батареи в доброй сотне многоквартирных домов неделю не подавали признаков жизни, несмотря на минусовую температуру “за бортом”. Так семейские чиновники и тепловики незатейливо выбивали у нерадивых жильцов долги, которые оцениваются без малого в 200 млн. тенге. Негодующие горожане уже были на грани стихийных акций, когда в их квартирах наконец-то потеплело. Но граждане до сих пор задаются злобным вопросом: где “вышибалы” были раньше с их решительными действиями? Ответ на этот вопрос, увы, очевиден: местным властям именно так привычнее работать - сначала “привезти” себе проблему, а потом решать ее “радикальными” мерами.

На пике подготовки к нынешнему отопительному сезону в начале октября (нашли время!) в Семее прошли очередные в этом году общественные слушания о… детальной планировке города на Иртыше. На этот раз говорилось о том, как будет развиваться и благоустраиваться правобережье, включая остров Полковничий, который сегодня представляет собой жалкое зрелище.
Заболоченная, обмелевшая протока. Погибающие деревья. Повсюду сухостой. На каждом шагу - горы мусора. Не спасают ни экологические акции, ни отчаянный призыв на баннере “Берегите природу, мать вашу!”. К монументу “Сильнее смерти”, возведенному несколько лет назад в память о жертвах Семипалатинского ядерного полигона, несутся, газуя, вереницы свадебных кортежей. Канул в прошлое запрет на въезд на остров личного автотранспорта. Дымят многочисленные шашлычные - закопченные ларьки исчезают лишь на время пом­пезных мероприятий с участием иностранцев.
Изрядно обмелевший, но не сдающийся Иртыш постепенно “объедает” часть островного берега, ежегодно вгрызаясь в него на 30-40 метров. Прошедшей весной вода смыла вместе с сушей местную достопримечательность - Емелину печку. Нужно срочно укреплять берег, пока такая же участь не постигла бывшее здание вокзала разрушенной детской железной дороги. Но в городском бюджете на это никак не изыщут - или не хотят изыс­кать? - средства...
Между тем директор проектной фирмы “Градо” Аркинжан МАМЕТОВ поведал на общественных слушаниях, какое чудесное преображение ждет заброшенный клочок земли!
- По просьбе городского акимата (здесь и далее выделено мною. - М. Г.) мы разработали проект реконструкции острова Полковничий. Используя космическую съемку, выявили возможность создать тут несколько парковых и оздоровительных зон, дендропарк, ипподром, стадион с открытыми площадками и манежами и другими интересными объектами (включая гребной канал, отвечающий всем международным стандартам, причалы и пристани для использования возможностей водного отдыха. -М. Г.), - рассказал докладчик.
В общем, не остров - рай неземной!.. А если его еще и переименовать… И эта история - тоже не сказка, а быль.
С просьбой о переименовании многострадального острова минувшей зимой к акиму Семея Айбеку КАРИМОВУ обратились местные аксакалы. Взамен, по их мнению, “устаревшему и неблаго­звучному” названию Полковничий предлагалось два новых на выбор - Бейбiтшiлiк (Мир) или Алаш.
- Переименовать остров в остров Мира - вполне закономерно! - заявлял тогда “Времени” начальник городского отдела культуры Кусмиля НУРКАСЫМ. - Там у мемориального комплекса “Сильнее смерти” и стелы Мира каждый год проходят антиядерные митинги. Но и Алаш - хорошее название. По воспоминаниям современников, алашординцы часто собирались на этом острове. Именно там зарождались смелые идеи! А после разгрома “Алаш Орды” опальных казахов свозили в островную тюрьму. Как утверждает старейший абаевед страны Токен ИБРАГИМОВ, десятки невиновных людей расстреляны и похоронены у нынешнего мемориала “Сильнее смерти”... А что такое “Полковничий”? Почему должен так непонятно называться остров?
В ответ председатель краеведческого общества “Прииртышье” Павел ЖУКОВ (на снимке) посоветовал чиновнику заглянуть хотя бы в труды местного краеведа, автора серии книг об истории дореволюционного Семипалатинска Виктора КАШЛЯКА.
- Именно там можно найти достоверную информацию, что в XVIII веке любимым местом отдыха офицеров Иртышской линии были бе­зымянные острова, - поделился Павел Николаевич. - В июле 1797 года скоропостижно умирает комендант Семипалатинской крепости Матвей Иванович ГЕЙЦИГ. В память о нем самый большой остров на Иртыше военные так и назвали: Полковничий. В советский период он многократно подвергался переименованию: имени Троцкого, Первого Мая, Остров-Стадион, имени Кирова. В пору обретения Казах­станом независимости острову вернули историческое название. И это правильно! Мы против очередного переименования.
Аким Каримов тогда поддержал инициативу аксакалов и пообещал поднять вопрос переименования острова на ближайшей сессии маслихата. Но с тех пор эта тема не обсуждалась.
Сам собой напрашивается вопрос: а почему разрабатывать дорогостоящие проекты по крупномасштабному переустройству того же острова и поднимать вопросы о его переименовании, что тоже стоит немалых средств, нельзя одновременно с решением более насущных проблем? Для начала хотя бы очистить остров от мусора, ввести здесь постоянно действующие посты экополиции, укрепить берега.
А сколько острейших проблем десятилетиями ждут своего решения на “большой” семейской земле!
Десятки улиц с наступлением сумерек погружаются во тьму.
Да что ночью! Днем на моих глазах упала девушка, споткнувшись о вывороченную крышку канализационного колодца напротив здания городского УВД. Ей еще повезло - могло быть намного хуже.
После столкновения машин на улицах Семея водители не кидаются друг на друга с кулаками, как в Алматы, а дружно матерят местные власти и ужасающее состояние дорог…
И ведь деньги ежегодно предусматриваются в городской казне на благоустройство, и субботники проходят, и предприятия вроде бы занимаются “приведомственной” территорией - а воз и ныне там! А вот собраться поговорить о том, как должно быть, обсудить планы - это запросто, хлебом не корми - только свистни!
Дай бог, избежать предстоящей зимой порывов и аварий на трубопроводах, других коммунальных ЧП: всем известно, что в городе крайне высока степень изношенности теплосетей, которые нужно срочно менять. Но власть и общественность, чрезвычайно волнуясь, не первый год обсуждают проект строительства ТЭЦ-3 стоимостью... 129 млрд. тенге, не считая инфраструктурные затраты!
Никак не могу понять: зачем городу с таким количеством проблем очередной “золотой” проект? - недоумевал на общественных слушаниях заслуженный строитель Казахстана Николай ИСАЕВ (на снимке). - Место, которое на этот раз выбрали для строительства ТЭЦ-3, повлечет дополнительные затраты. К пригородному поселку Восход придется тянуть через болота высоковольт­ные линии 14 километров, а это баснословно дорого. А ведь можно на миллиарды сократить расходы, если просто вернуться на старую площадку - в район правобережного поселка Энергетик. Там еще в советское время уже начинали строить новую ТЭЦ.
- Там замечательная площадка, - соглашается один из проектировщиков первого варианта ТЭЦ-3, ныне президент “КазНИПИЭнергопрома” Геннадий АНДРЕЕВ. - А стройку прервал развал Советского Союза. Второй раз мы вернулись к этому месту в 2005 году, государство выделило деньги. Но тут подсуетились какие-то ребята, подтянули непонятную корейскую фирму, без спроса, без разрешения перетянули проект ТЭЦ-3 на левый берег и… все испортили! Самое главное - невозможно технически передавать тепло с одного берега на другой. Правительство закрыло проект как абсолютно несуразный. Денег к тому времени истратили не меньше миллиона долларов. Подрядчик, которого заставили взять кредит, заложил машину с квартирой. Когда понял, что ему ничего не вернут, повесился… Пока суд да дело, нашу прежнюю площадку кто-то занял.
Эх, без очередных властно-общественных “посиделок” здесь точно не обойтись!

Милана Гузеева, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть