Василий ЖИРОВ: В Казахстане не бокс, а обнимашки
Олимпийский чемпион Атланты Василий ЖИРОВ хочет тренировать казахстанских боксеров. Но обладателя Кубка Баркера по непонятным причинам не подпускают к сборным Казахстана. Эксклюзивное интервью с легендарным спортсменом
Очередной приезд знаменитого боксера Василия Жирова в Казахстан вызвал большой ажиотаж в основном среди рядовых любителей бокса, которые помнят Балхашского Тигра по его ярким победам как на любительском ринге, так и на профессиональном. Еще бы, ведь именно Василий Жиров стал первым казахстанским олимпийским чемпионом по боксу, да к тому же получившим Кубок Баркера, присуждаемый самому техничному боксеру Олимпиады! А затем, перейдя в профессионалы, он завоевал титул чемпиона мира по версии IBF, что тоже было впервые для Казахстана.
Несмотря на то что у Василия сейчас американское гражданство, его все больше и больше тянет на родину. Он уже не раз заявлял, что хотел бы передать свой огромный опыт именно казахстанским боксерам.
Незадолго до Парижской Олимпиады его желание стало принимать более-менее конкретные очертания. Жиров поехал со сборной, правда, в качестве поддержки, на лицензионный турнир в Италию, после которого многие СМИ сообщили, что Балхашский Тигр якобы войдет в тренерский штаб сборной Казахстана. Но ни на самой Олимпиаде, ни после нее этого не произошло, хотя после парижского фиаско тренерский штаб сборной Казахстана был полностью заменен.
Три недели назад Жиров опять приехал в Казахстан, чтобы выяснить у спортивного руководства страны, нуждается ли казахстанский бокс в его помощи. Но пока так и не добился от наших горе-чиновников ни ответа ни привета.
- Я не понимаю, что происходит, - пожимает плечами Василий Жиров. - Ко мне не так давно был проявлен интерес. Все говорили, что я нужен сборной Казахстана. Вот я и приехал на родину. Хотел встретиться со спортивным руководством, администрацией, может, даже с президентом. Но пока никто со мной не связывался, никто даже не позвонил. Мне непонятно, что их тормозит, хотя, думаю, все знают, что я здесь. Так что, увы, пока дальше разговоров о моей тренерской деятельности в Казахстане дело не идет. Но я все же надеюсь, что вскоре этот вопрос сдвинется с мертвой точки.
- Зато простой народ Казахстана тебя встречает с распростертыми объятиями... Для казахстанцев ты легенда!
- Это правда. Было очень приятно... Конечно, это бальзам на душу, но мне надо думать о завтрашнем дне, где и на что я буду семью свою содержать. Если здесь - хорошо, тогда я буду двигаться в этом направлении. Если нет, то вернусь в Америку и буду там заниматься своими делами.
- Что, по-твоему, тренерскому штабу нужно сделать, чтобы казахстанский бокс вернул свои победные олимпийские традиции?
- Я думаю, что, во-первых, надо психологически настраивать боксеров, чтобы они выходили на каждый свой бой как на последний в жизни. Если этого не будет, боксер не достигнет своей цели.
Я на Олимпиаде дрался со сломанной рукой. Провел, превозмогая боль, пять боев. Но я сказал себе, что выиграю эти Олимпийские игры. И стал чемпионом. Вот такой должен быть настрой.
- Ты на Олимпиаде в Париже не заметил такого настроя у казахстанских боксеров?
- Нет, не было у них в глазах огня, одна усталость. Не знаю, с чем это связано, но такое настроение надо менять.
- А в технике, тактике, физике есть у наших ребят недоработки?
- В технике есть кое-какие проблемы, но не такие большие. В физике, да, замечал. В основном это нехватка движухи, особенно в третьем раунде. Тут надо ломиться вперед, а они уже устали. Два-три удара - и виснут на сопернике. Ну что это за бокс? Это не бокс, а обнимашки.
- Тебе не кажется, что казахстанскому боксу не хватает лидера за пределами ринга, каким был в свое время Бекет МАХМУТОВ? Отсюда и неудачи сборной на Олимпиаде...
- Совершенно верно. Его все боялись, даже американцы. Он по-английски не говорил. Но как глянет, все сразу по стойке смирно становились. Все понимали, что он - сила. Умел работать с людьми.
- Геннадий Головкин тоже авторитет. Как считаешь, он сможет иметь такой вес, как Махмутов?
- Этого я не могу сказать, потому что не так хорошо знаю Головкина. Вижу, что пацан хороший, работает, двигается...
- А вообще, деньги для работы с судьями на Олимпиаде нужны?
- Нужны. Мы живем в таком мире, где деньги делают свое дело. Они не только нужны, чтобы кому-то дать, а просто кого-то сводить на ужин. Посидеть, поговорить... После того как поговоришь с человеком наедине, он будет более лояльно относиться к тебе.
Не будет обманывать, как сейчас обманывают наших боксеров.
- Ты имеешь в виду, что при равном бое это может сыграть свою роль? Но понятно, если ты намного слабее, тебе победу по-любому не отдадут...
- Да, будет просто более стабильная, более эффективная работа со стороны судей.
- Сейчас идет борьба за любительский бокс между двумя организациями: IBA, которой руководит россиянин Умар КРЕМЛЕВ, и World Boxing, которая недавно была создана по инициативе МОК. На чьей стороне правда?
- Правда там, где есть сила... Но на самом деле для пользы дела должно быть достигнуто взаимопонимание. Не надо тянуть одеяло на себя...
- Причем одеяло тянут не боксеры, а верхи...
- Да, проблема наверху. А боксеры просто выполняют свою работу и подстраиваются под то, что говорят им верхи...
- Олимпийский бокс будет жить?
- Надеюсь, что его не развалят, хотя сейчас в нашем мире непонятно, что происходит. Кто-то считает бокс слишком жестким видом спорта, хотя по травматизму впереди много других видов. Но их не трогают. Кому-то выгодно убрать бокс из программы Олимпийских игр.
- Мне кажется, что в США любительский бокс потерял свою ценность. Или я не прав?
- Так оно и есть. Молодежь хочет сразу быть профессионалами, не понимая, что в любителях ты набираешься опыта, начинаешь понимать суть бокса…
- Ты в американском Фениксе тренируешь всех от мала до велика. Таланты среди учеников есть?
- Таланты появляются и уходят... Но ко мне приходят не только ребята-профессионалы. Я тренирую всех, всем уделяю свое время - и любителям, и пенсионерам, и просто тем, кто хочет научиться лишь правильно бить.
- Говорят, ты давал уроки бокса Стивену СИГАЛУ...
- Да, я приезжал к нему, и он ко мне приезжал...
- Вроде как он обещал тебя в своем фильме снять... Что, кинокарьера не задалась?
- Я с ним в контакте, но пока денег у него на новый фильм нет. Ищет. Я буду рад, если получится сняться в кино...
- Ты занимаешься йогой. Это помогает в боксерских тренировках?
- Безусловно. Лучше работают суставы, мышцы укрепляются. Тело становится более гибким и мягким и работает эффективнее. Йога дает баланс твоему телу. И никакой боли после тренировок.
- Если станешь одним из тренеров сборной Казахстана, то будешь применять на тренировках йогу?
- Обязательно...
- Но ты ведь к тому же вегетарианец. Нелегко, наверное, ходить сейчас на разные застолья, где тебя стараются щедро угостить мясным?
- Сейчас уже почти все знают, что я вегетарианец. Предлагают мне больше зелени, фруктов, овощей... А поначалу удивлялись, хотя я вегетарианец со стажем. Еще когда в профи выступал, уже им был. Считаю, что это мне очень помогло.
- Ты, знаю, ходил в Алматы на вечер профессионального бокса. Твои впечатления от увиденного?
- Ну, ребята, скажем так, сыроваты. Удары не поставлены. Движения в ринге неправильные. Тут ведь каждый шаг должен быть продуман. Нужен переход из одной позиции в другую, чтобы ты мог ударить из любого положения и сделать это четко и красиво.
- Нашим начинающим профессионалам тоже помог бы?
- А почему нет. Опыт у меня огромный. Могу тренировать или консультировать всех, кому в Казахстане требуется моя помощь: юношей, молодежь, взрослых...
- А почему бы тебе не открыть в Казахстане школу бокса Василия Жирова?
- Я давно об этом думаю. Все-таки мое имя здесь имеет какое-то значение.
Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта m.sports.ru, Алматы