943

Ольга ДОВГУН: Минимум - выход в финал и борьба за медали

Сборная Казахстана по пулевой стрельбе завоевала шесть олимпийских лицензий. Это рекорд для нашей страны. Путевки в Париж добыли Ислам САТПАЕВ, Константин МАЛИНОВ­СКИЙ, Александра ЛЕ, Арина АЛТУХОВА, Никита ЧИРЮКИН и Ирина ЮНУСМЕТОВА. Причем первые пять лицензий не именные. Только последняя путевка официально закреплена за Юнусметовой. На нее никто не вправе претендовать.

Ольга ДОВГУН: Минимум -  выход в финал  и борьба за медали

Тренерский штаб сборной до последнего держал в секрете, кто поедет в Париж. И вот наконец главный тренер пулевиков, двукратная чемпионка мира Ольга ДОВГУН раскрыла все карты:

- Мы решили: кто взял путевки, тот и поедет на Олимпиаду. Никого менять не будем. Да и зачем? На данный момент эти шестеро сильнейшие в своих видах.

- Какую задачу вы перед ними ставите в Париже?

- Минимум - это выход в финал. А дальше уже борьба за медали.

- Кто из этой шестерки способен завоевать медали на Олимпиаде?

- Вы знаете, Олимпийские игры - это такое непредсказуемое мероприятие. Что-то планировать просто невозможно. И угадать, кто выстрелит, тоже. Одно могу сказать: все наши спортсмены очень амбициозные. Они всегда недовольны, если не выполняют задачу-минимум. У них у всех есть огромное желание выигрывать и достигать высоких целей. Они бойцы, трудяги. Их не надо заставлять работать.

Ислам САТПАЕВ.

- Труд - это, конечно, хорошо. А талант в стрельбе нужен?

- Талант, наверное, тоже должен присутствовать. Но на одном таланте далеко не уедешь. Надо пахать, думать, все про­считывать, анализировать. Тут нужен математический склад ума.

- Каким главным качеством должен обладать стрелок-пулевик?

- Не встречала сильных импульсивных стрелков. Все не­много флегматики. Здесь важно терпение. Мы долгое время находимся в статике. Стоишь в одной позиции, которая тебе приносит боль. Руки и ноги немеют. Поэтому мы и тренируемся от четырех до шести часов в день, плюс общая физическая подготовка. Без нее тут делать нечего. Надо укреплять ноги, спину, чтобы позвоночник не посыпался. Поэтому мышечная масса, которая будет помогать скелету держать оружие, все равно нужна.

- Я слышал, что есть стрелки даже с плохим зрением...

- Да, есть. Раньше были специальные стрелковые очки для винтовочников. Сейчас еще больше облегчили этот процесс. Линза ставится на прицел. Главное - четко все отрегулировать. Многие так стреляют. Это не проблема. Я сама стреляла со стеклом. У меня тоже зрение не стопроцентное.

- И с таким зрением вы выбили 600 очков из 600 возможных в стрельбе на 50 метров из мелкокалиберной винтовки! Этот мировой рекорд до сих пор никто не пов­торил?

- Нет. И уже никогда не повторит, потому что это упражнение сейчас особо не стреляют. Если и стреляют, то с десятыми. А я выбивала чистые очки.

Ирина ЮНУСМЕТОВА.

- Кто сейчас в мире задает тон в пулевой стрельбе?

- На протяжении многих лет это Китай, Индия, Германия, США... В каждой стране есть стрелки. Но в Китае спортсмены долго не задерживаются в сборной. У них, видимо, жесткая подготовка. Работают на износ. Выматываются за один-три года. Только сегодня был чемпионом, а завтра его уже не видно. На его месте другой. Так было всегда, даже когда я сама стреляла. А вот в Индии спортсмены дольше держатся на высоте. Думаю, что за счет ментального тренинга.

- Зато у нас стрелки выступают за сборную в течение нескольких десятков лет...

- За рубежом очень большая конкуренция и большой стимул чего-то достичь. У нас такой конкуренции нет. В каждом виде четыре стрелка примерно одного уровня. Но и молодежь подтягивается (я имею в виду в винтовке, пистолет у нас послабее). И наших лидеров начинает поджимать. Но это хорошо, это их стимулирует.

Александра ЛЕ.

- Чего нам не хватает, чтобы идти в стрельбе вровень с китайцами? Оружие у нас на уровне?

- В принципе, у нас все есть: и оружие современное, и экипировка. Может быть, только не так часто, как хотелось бы, все это обновляется. Но я понимаю, что это стоит больших денег. И нет возможности ежегодно менять винтовку и стрелковый костюм. Но для лидеров сборной мы стараемся делать все.

У нас не хватает профессиональных оружейных мастеров, которые помогали бы спорт­сменам содержать оружие на должном уровне. Кое-кто у нас владеет этими знаниями, но не во всех регионах. И наши спортсмены, выезжая за рубеж, ищут возможность сдать оружие на профилактику. Технические вопросы у нас, конечно, подвисают.

Арина АЛТУХОВА.

- Пулевая стрельба дорогой вид спорта?

- Да. Костюм - две тысячи евро. Винтовка малокалиберная - пять-семь тысяч. Патроны сейчас очень дорогие: один - 0,75 евро...

- Да уж, много на тренировке не постреляешь...

- В принципе, сейчас патронов у нас достаточно. Каждый имеет возможность их отстрелять. Но в основном только в Шымкенте. У них станок хороший, компьютерная программа, по которой делается этот отстрел.

В Алматы есть отстрелочный станок, но он такого допотопного уровня, что по нему ориентироваться невозможно, поэтому спортсмены стреляют в основном с руки. Шымкент и Алматы - наши центры.

Астана пытается подтянуться. Недавно здесь вообще ничего не было: несколько винтовок и пара пистолетов. Сейчас постепенно кое-что приобретаем...

- А как же новый олимпийский центр близ Алматы? Там же все есть...

- Да, мы со сборной на это стрельбище первыми шагнули. Но ежедневных тренировок на нем нет. Ездить далеко, да и аренда соответствующая. Все алматинцы тренируются в старом тире “Отан”.

Никита ЧИРЮКИН.

- Вас не раздражает, что в казахстанском футболе крутятся такие большие деньги, которых в пулевой стрельбе нет?

- Это же было всегда... Я вообще независтливый человек. Если будем заслуживать, то и у нас появятся деньги. А в футболе много команд, спонсоров. Это зрелищный вид спорта. Много адреналина. У нас люди придут на стрельбу и не понимают, что они там стоят. Хорошо еще, что сейчас электронные мишени появились, где видно, куда попал стрелок. Все выводится на мониторы. А так, конечно, грустно и печально смотреть на этих роботов (смеется).

- Кстати, за чемпионатом Европы по футболу следите?

- Когда-то следила за футболом и теннисом. Но сейчас телевизор практически не включаю - некогда. Домой прихожу - хочется упасть на кровать и все...

- Вы завоевали кучу золотых медалей на различных соревнованиях, в том числе и на чемпионатах мира. А олимпийскую медаль так и не удалось добыть. Эта не­справедливость вас все еще мучает или вы про нее уже забыли?

- Я вообще забыла, что когда-то сама стреляла (смеется)... Но что я теперь сделаю? Вспоминай не вспоминай... Никто не виноват, кроме меня. Я по большей части эмоционально не справилась, хотя и первой шла. Поэтому сейчас все делаю для того, чтобы наши спортсмены были более устойчивы, в том числе и эмоционально. Ничего не боялись, набирались опыта, участвуя как можно больше в финалах. Надеюсь, что у них получится на Олимпиаде лучше, чем у меня.

Александр ТРОФИМОВ, фото с сайта olympic.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть