Лишь бы держаться на плаву
Водное поло - единственный мужской командный вид спорта, в котором Казахстан завоевывал лицензии на летние Олимпийские игры. К сожалению, в этом году наши ватерполисты в Париж не поедут - они не прошли квалификацию на прошлогоднем чемпионате Азии. Федерация сразу же нашла виновного в неудаче, но работу над ошибками не провела.
Жамбылские ватерполисты считаются одними из лучших в стране. А аулие-атинские девушки вообще составляют костяк национальной сборной. В регионе функционирует единственный в стране профессиональный спортивный клуб “Айша биби”, у которого нет конкурентов. Не потому, что в других регионах нет достойных соперников, а потому, что в стране нет клубной системы. Чтобы быть в форме, девушки принимают участие в чемпионате России.
Чтобы узнать о делах клуба, его финансовом положении, составе в нынешнем сезоне и планах на будущее, мы направили официальный запрос в управление физической культуры и спорта акимата Жамбылской области, а также поинтересовались, как обстоят дела в мужском виде данного спорта. Но напрасно ждали ответа.
Из открытых источников известно, что на нынешний сезон из областного бюджета ватерполисткам выделили 168 млн тенге. Большая часть этих денег, по словам нашего инсайдера, уходит на аренду бассейнов в других городах и зарплату работникам клуба. Всего в регионе, по данным облспорта, водным поло занимаются около 300 юношей и девушек. Если для девушек созданы хоть какие-то условия, то у мужчин вообще все печально.
В столице есть мужской ватерпольный клуб Astana. Он так же, как и “Айша биби”, единственный в стране. И включить в себя всех желающих тоже не может. Именно Astana пригласила в страну сербского специалиста Небойшу ОБРАДОВИЧА, которого спустя три года работы в клубе заметила Федерация водных видов спорта и предложила стать консультантом - главным тренером национальной сборной. А после поражения на прошлогоднем чемпионате Азии его же сделали крайним и попросили на выход, хотя даже ежу понятно, что любой спортивный цикл - это четыре года, и за один год работы со сборной ни один гений ничего не сможет сделать.
Небойша Обрадович больше 30 лет занимается со спортсменами. Он выходец из федерации, которая выиграла девять олимпийских медалей в последних 11 олимпийских циклах. В нашем распоряжении оказалось его обращение, где он рассказывает, чего именно не хватает водному поло Казахстана.
- Первое - это спортивные школы. Кроме этого нужно внедрять клубную систему с созданием соревновательных процессов. Система соревнований должна быть и у младших категорий. Необходимо проводить молодежный национальный отбор. Нужна систематизация и стандартизация в работе молодежных команд. Для всего этого нужны тренеры. Должна быть стратегия, среднесрочные и долгосрочные цели. И только потом уже национальная сборная, куда попадают самые лучшие, - считает специалист. - Это то, что должна организовывать и планировать федерация. К сожалению, за четыре года, которые провел в Казахстане, я ни разу ничего об этом не слышал ни от президента, ни от секретаря федерации. В части, касающейся системы соревнований, у меня был контакт с секретарем федерации. Это привело к определенным положительным изменениям, но не полностью и с большим количеством саботажа.
Обрадович полагает, что спортшколы должны стать основой развития водного поло. Но на сегодняшний день их положение оставляет желать лучшего. У юных ватерполистов нет условий для полноценных тренировок, недостаточно мест для игры, нет установленного временного интервала в бассейне, когда тренируются только ватерполисты. И синхронисты, и пловцы, и ватерполисты не могут реализовать в полной мере свои возможности, так как все занимаются в одном бассейне.
Внедрение клубной системы также может способствовать созданию через пару лет молодежной лиги U20, а затем и полупрофессиональной лиги.
- Система спортивных школ является устаревшей моделью организации, но полностью от нее отказаться нельзя. Можно использовать некоторые положительные моменты. Нужно опираться на комбинированную модель и синхронизацию системы спортивных школ с клубной системой. Это единственная модель повышения качества работы в регионах, а значит, и казахстанского водного поло. Инициировать это должна федерация. А такой инициативы нет. Водное поло - единственный коллективный вид спорта в Казахстане, который не имеет своей Высшей лиги. Без нее нет прогресса. Под вопросом само выживание этого вида спорта, - уверен Обрадович.
Тренер признался, что шокирован тем, как в Казахстане происходит система отбора на молодежном уровне. Уже 30 лет чемпионаты проводятся среди младших категорий только по четным годам рождения. Такого не существует в мировой практике. На вопрос Обрадовича, почему так, представитель федерации ответил: “Я не знаю”. И этот ответ будто отражает отношение федерации к будущему этого спорта: главное - удержаться на плаву.
В мире проводятся соревнования континентального и мирового уровня по четным и нечетным годам рождения. Это говорит о том, что важен каждый возраст.
- В тот год, когда проводился чемпионат Азии, летних лагерей для этой возрастной категории не было. Я пригласил всех молодых игроков на тренировки взрослой сборной, чтобы была какая-то преемственность. Федерация вообще не принимала в этом участия. Несмотря на то что работа в этом сегменте является важнейшей в процессе формирования игроков старшей команды, ее полностью проигнорировали, - делится бывший тренер.
Он также добавил, что в серьезных федерациях, представляющих высший дивизион мирового водного поло (Венгрия, Греция, Италия, Сербия, Испания, Хорватия, Черногория), этот сегмент развит на профессиональном уровне.
У Обрадовича за годы работы в Казахстане сложилось впечатление, что федерация функционирует без цели.
- Старшие соревнования - это вишенка на торте фарса, который федерация проводит вот уже 30 лет. Это игра, где Алматы всегда побеждает. Преподносится это министерством как свое достижение, и на основании этого “результата” они имеют определенные привилегии. За Алматы играет 80 процентов состава национальной сборной, а остальные команды составляют юниоры, игроки-любители, и в целом это похоже на праздник для любителей водного поло. Турнир длится всего два-три дня, делают красивые фотографии, выкладывают в соцсети и говорят, что Алматы непобедим…
Что касается национальной сборной, то Обрадович советует смириться с тем, что Казахстан сейчас не может претендовать на Олимпийские игры.
- И я говорил об этом не раз. В федерации же утверждали обратное. За последние пять лет из 13 игроков команды только двое тренировались в клубной системе и играли в лиге какой-то страны. Остальные либо играли в слабых лигах, либо вообще не имели опыта участия в крупных соревнованиях, поэтому привлекались легионеры, на которых тратились большие суммы, - резюмирует тренер.
По мнению Обрадовича, на те средства, которые выделяются для водного поло, наша страна вполне может создать клубную систему и казахстанскую лигу, которая непрерывно выпускала бы игроков для национальной сборной.
- Еще одной проблемой было назначение и замена тренеров-консультантов, давление и травля со стороны людей из федерации. За четыре года я был шестым тренером, работавшим с нацотбором. Люди минимум по 10 лет работают. Я участвовал в отборе молодых игроков, которые должны были стать будущим казахстанского водного поло, надеялся на дальнейшую работу с ними, но кто-то решил положить конец их мечте, чем огорчил молодых спортсменов. Я убежден, что казахстанское водное поло ждет блестящее будущее, если упомянутые проблемы будут решены. Буду наблюдать за этим и гордиться тем, что помог хотя бы в этом, - говорит Небойша Обрадович.
После этого откровенного заявления югославского специалиста хотелось бы узнать и мнение руководителей Федерации водных видов спорта. Раз их не устраивают специалисты мирового уровня, значит, у них есть кто-то намного лучше? Возможно, к тому моменту ответ на наш запрос предоставит и жамбылское управление физкультуры и спорта.
Айжан АУЕЛБЕКОВА, Тараз