3860

Болат АСАНОВ: Конфликты нужно не тушить, а решать

Многократный чемпион мира по шахматам Анатолий КАРПОВ, оказывается, в курсе, что творится у нас, в Казахстане, в этом поистине интеллектуальном виде спорта. Где помимо отдельных успехов на международной арене происходят постоянные скандалы, связанные с шахматами и людьми, имеющими к ним непосредственное отношение. А поскольку Анатолий Евгеньевич всегда считал Казахстан самой близкой и родственной ему страной, то написал письмо главе нашего государства Касым-Жомарту ТОКАЕВУ, с которым он очень давно знаком, с просьбой разобраться в этом шахматном вопросе.

Болат АСАНОВ: Конфликты нужно  не тушить, а решать

В редакцию газеты “Время” попала копия этого любопытного письма (см. ниже). В нем легендарный шахматист и депутат Государственной думы России, отмечая взятый главой нашего государства курс на общественно-политические, экономические реформы и модернизацию страны, просит обратить внимание и на Федерацию шахмат Казахстана, где тоже назрели изменения. А для этого требуется авторитетный в шахматном мире руководитель, способный сплотить шахматистов Казахстана.

 И, на взгляд 12-го чемпиона мира, это может сделать международный гроссмейстер и арбитр, заслуженный тренер Казахстана и России Болат АСАНОВ. Он много лет занимал руководящие должности в Федерации шахмат Казахстана и в Международной шахматной федерации (ФИДЕ). А затем надолго исчез с шахматного небосклона, что, по мнению Анатолия Евгеньевича, вызывает недоумение у мировой шахматной общественности. Одним словом, Карпов просит Токаева вернуть в строй гроссмейстера Асанова, что, по его убеждению, принесет пользу не только казахстанским шахматам, но и мировым.

Нам удалось связаться с Болатом Асановым, и он согласился прокомментировать такой интерес к его скромной персоне со стороны знаменитого шахматиста. А также рассказал много интересного из мира шахмат.

Международный гроссмейстер Болат АСАНОВ.

- Мы с Анатолием Евгеньевичем знакомы еще с начала 1990-х.

В 1994 году нас с ним избрали членами центрального комитета ФИДЕ. Мы общались. Он для меня был как старший товарищ. Я уж не говорю, что Карпов - это человек-легенда. И общением с ним дорожили многие знаменитости, в том числе ПЕЛЕ и МАРАДОНА. И у меня с ним до сих пор прекрас­ные дружеские отношения. Мы нередко встречаемся, и не только на шахматных мероприятиях… Но никакого панибратства. Он для меня всегда был и остается только Анатолием Евгеньевичем. Хотя со многими знаменитыми шахматистами я на “ты”. Только с Карповым и 10-м чемпионом мира Борисом Васильевичем СПАССКИМ на “вы”, - объяснил ситуацию Болат Каришалович.

- Теперь более-менее понятно, почему Карпов упоминает в своем письме ваше имя. А как получилось, что вас отодвинули от шахматной деятельности?

- В 2010 году, будучи делегатом ФИДЕ от Казахстана, я проголосовал на выборах президента Международной федерации за Анатолия Карпова, а не за Кирсана ИЛЮМЖИНОВА. Хотя на меня давили, в том числе звонили из нашей страны. Но я сказал: извините, я не могу голосовать против легенды шахмат. Это к вопросу о том, почему Карпов упомянул меня в письме к Токаеву… И пос­ле тех выборов, в которых победил глава Калмыкии, у меня начались неприятности. Меня всюду начали отодвигать. Моих товарищей из региональных федераций вызывали в акиматы и просили за меня не голосовать. А на съезде шахматной федерации в Караганде в 2011 году надели чапан и проводили с должности делегата ФИДЕ. Как мне стало известно впоследствии, к этому приложил руку Илюмжинов, хотя я в 1995 году помог ему стать президентом ФИДЕ. И он это знает. Не зря же я получил в 2007-м звание почетного гражданина Калмыкии (улыбается). А вместо меня наша федерация направила делегатом в международную федерацию… помощника Илюмжинова Берика БАЛГАБАЕВА, не имеющего даже казахстанского гражданства. Он, кстати, впоследствии, уже при Аркадии ДВОРКОВИЧЕ (нынешний президент ФИДЕ. - А. Т.), был замешан в международном скандале, связанном с выборами президента ФИДЕ.

- Берика Балгабаева в федерации Казахстана уже нет. Там другие люди. А вы опять не у дел…

- Это письмо Карпов написал во второй половине апреля, а съезд шахматной федерации Казах­стана, на котором выбрали нового президента этой организации, прошел в начале мая. Оно просто могло не успеть до этого момента попасть на глаза главе государства… Так что я по-прежнему забытый в Казахстане персонаж. Хотя вру: в декабре прошлого года меня неожиданно пригласили судить финал женского и мужского чемпионатов Казахстана в Нур-Султане. А в 2016-м в Алматы проходил Евразийский кубок на призы президента. За месяц до его начала никто не знал, кто будет выступать. Никого не было. Обратились ко мне, я собрал всех лучших. Приехала даже китаянка Хоу ИФАНЬ, хотя никто в это не верил. Не было только норвежца Магнуса КАРЛСЕНА. Вот когда наступают сложные моменты, то обо мне вспоминают.

- Я так понял, вы знакомы с многими звездами шахмат…

- Вы правы. У меня, как ни парадоксально, временами были очень хорошие отношения с Виктором КОРЧНЫМ (умер в 2016 году. - А. Т.). Хотя характер у него был тяжеловатый, мы часто проводили с ним время вдвоем. Он декламировал стихи, много о себе рассказывал. Виктор Львович всегда меня поражал умением держать удар.

Бывало, и чай пили… Я на следующее после чаепития утро выходил гулять к Финскому заливу. А он подшучивал надо мной: “Что, надеешься пивной ларек найти в семь утра?” (смеется.)

Из более молодых шахматистов общаюсь с Сергеем КАРЯКИНЫМ и Борисом ГЕЛЬФАНДОМ. Кстати, Боря женат на Майе Мельцер - дочери бывшего главного редактора газеты “Время” Игоря Максимовича МЕЛЬЦЕРА.

- Почему, на ваш взгляд, в казахстанских шахматах так много скандалов?

- Это все из-за неравномерного распределения средств. Кто-то получает много, а кто-то - по остаточному принципу.

- Это вы о мужской и женской командах?

- В том числе. Тут нужно понимать: чтобы развивать вид спорта, необходимо вкладывать примерно одинаково и в мужские шахматы, и в женские. А у нас уровень конкуренции в мужских шахматах выше, а денег выделяется им в разы меньше. И я понимаю возмущение Рината ДЖУМАБАЕВА. Он известнейший гроссмейстер, у него в активе ряд ярких побед, в том числе над Фабиано КАРУА­НОЙ, а у мужской команды нет квалифицированного тренера. Вот нашим девочкам повезло: у них есть все: и личные наставники, и тренер сборной Павел КОЦУР, замечательный специалист и человек. Я не хочу, чтобы это переросло в какое-то противостояние. Данный конфликт нужно не просто потушить, а решить.

- Я слышал, что на днях вы стали тренером Бибисары АСАУБАЕВОЙ…

- Да, она обратилась ко мне. И для меня честь быть личным тренером чемпионки мира. Она личность историческая в мире и в Казахстане. У нас до этого никогда не было ни чемпионов, ни чемпионок мира среди взрослых. Все эти победы на детских соревнованиях, которыми мы хвалимся, это приятно, но к спорту высших достижений не относятся….

Конечно, я понимаю, что в плане теории я мало что сейчас могу ей дать. Я не занимался шахматами много лет. А чтобы быть тренером, надо быть всегда в теме. Но Бибисара мне сказала, что я ей нужен как тренер-консультант. Тут и психологические моменты, и многое другое…

Чемпионка мира Бибисара Асаубаева.

- Каково ваше мнение о ее игре и перспективах?

- 2021 год показал, что она лучшая шахматистка нашей страны. А учитывая, что девочке всего 18 лет и у нее поддержка от главы государства, то ее ждет большое будущее. Я думаю, что Асаубае­вой по плечу стать чемпионкой мира во всех дисциплинах: рапиде, блице и классике. Кстати, Анатолий Карпов тоже высокого мнения о ней. Правда, как россиянин, он очень жалеет, что шахматная федерация России не смогла в свое время удержать такую перс­пективную шахматистку.

Александр ТРОФИМОВ, фото автора и c сайта ugra-news.ru, Алматы

Поделиться
Класснуть