11285

Миллиарды девать некуда?

Жители Нур-Султана подняли тревогу из-за новости о том, что знаменитый велотрек “Сарыарка”, где проходят тренировки и соревнования по 17 олимпийским видам спорта, хотят передать в частные руки. А строительство этого суперстадиона, по некоторым данным, обошлось государству в 124 миллиона долларов!

Миллиарды девать некуда?
“Сарыарка” во всем своем блеске!

Надо сказать, что этот спортивный многофункциональный комплекс, построенный в 2011 году на левом берегу Ишима, был признан одним из лучших в мире. Он состоит из двух функциональных объектов: велотрека, выполненного в виде шлема велогонщика, и ледовой арены. Причем велотрек можно оперативно превратить в боксерский ринг, татами для дзюдо, гимнастический ковер, баскетбольную, волейбольную или концертную площадку. Не случайно на этой суперарене регулярно проходят мероприятия как республиканского, так и международного значения. Ну и, конечно, здесь готовят не только олимпийцев. На льготных условиях в различных секциях тут занимаются дети из малообеспеченных семей и инвалиды. Это ведь тоже важно…

Понятно возмущение жителей столицы, ведь теперь этот комплекс, построенный для народа и на деньги народа, Министерство культуры и спорта передает частнику, который, как считают обычные люди, все равно будет высасывать из госбюжета предположительно около двух миллиардов тенге в год на компенсацию так называемых операционных затрат. Что скрывать, такой бизнес по-казахстански у нас практикуется…

Так кому же достанется столь лакомый кусок? Оказывается, очень даже спортивной организации, именуемой ОО “Казахстанская федерация велоспорта”. С одной стороны, вроде бы все правильно: кому еще нужен велотрек, как не велосипедистам? Для них он и строился. Но что тогда делать остальным видам спорта, которые, как и велоспорт, с недавних пор входят в единый Центр олимпийской подготовки (Нур-Султан) и базируются на республиканском велотреке? По мнению жителей нашей столицы, поднявших тревогу, остальные спортсмены, так же как дети-льготники и их родители, останутся в пролете.

Супертрек Казахстана в действии.

Министерство культуры и спорта поначалу хранило молчание, но, как только запахло жареным, прокомментировало скандальную ситуацию. Оказывается, еще в феврале 2021 года согласно закону о государственно-частном партнерстве ОО “Казахстанская федерация велосипедного спорта” инициировало в адрес министерства проект ГЧП “Создание международного спутникового центра UCI (Международный союз велосипедистов) и открытие цент­ра развития детского спорта на базе респуб­ликанского велотрека “Сарыарка”.

“В данный момент осуществляется процесс прямых переговоров, а также выносятся требования частному партнеру и проводится анализ расчетов”, - говорится в пресс-релизе Минкультспорта. Значит, еще не все до конца решено. Чиновники оправдываются, что “велосипедистам” будет передано только операционное управление зданием вроде бы на 10 лет без права отчуждения объекта в частную собственность. А вся спортивная составляющая, в том числе Центр олимпийской подготовки, в котором осуществляют подготовку спортсмены по 17 летним олимпийским видам спорта, останется, как и прежде, в ведении министерства.

- Стоит отметить, что в ходе реализации проекта спортсмены Центра олимпийской подготовки будут иметь беспрепятственный доступ к данному объекту, что не повлияет на подготовку олимпийского резерва, - заверяют нас боссы главного спортивного ведомства страны.

Также в рамках данного проекта ГЧП предусмотрены бесплатные секции для детей из малоимущих и многодетных семей, детей-инвалидов и сирот. При этом особое внимание будет уделено развитию паравелоспорта. Казахстанская велофедерация, получив признание Национального паралимпийского комитета, собирается дополнительно развивать это направление в Казахстане. Намерение вроде благое. Но благие намерения у нас чаще всего остаются только на бумаге.

Юные велосипедисты.

А как же велоспорт высших достижений? Мы его развивали-развивали с “Астаной”, да так толком и не развили. Теперь канадцы этим делом занимаются. Весь мир над нами смеется… Поэтому, видимо, в данном случае при помощи ГЧП планируется оказать поддержку трековой велокоманде Nur-Sultan Cycling Team, которая, хочется надеяться, в отличие от легионерской “Астаны” будет полностью состоять из казахстанских спортсменов. Если так, то мы за. Ребят-то своих у нас достаточно. Их просто надо выводить на международный уровень.

- Наличие национальной трековой велокоманды наряду с цент­ром развития детского спорта создаст благоприятную среду для детей и повысит интерес молодого поколения к велосипедному спорту, - утверждают представители Минкультспорта.

Но меня больше заинтересовал международный спутниковый центр UCI. Что это такое и с чем его едят? Оказывается, такие спутниковые центры имеются лишь в нескольких странах мира. А Казах­стан станет единственной страной в СНГ, где велосипедисты смогут провести высокотехнологичные тесты своей физической формы и получить рекомендации по дальнейшей подготовке. Помимо этого на базе спутникового центра будут проходить обучение тренеры, медики, механики из стран Средней и Центральной Азии.

Это, конечно, здорово. Кто против развития велоспорта в нашей стране? Но, опять же, что делать с другими видами спорта? Их представители всерьез беспокоятся за свое будущее на велотреке, где все вроде бы пока для их развития, пусть и обычными традиционными способами, есть. Но вскоре может и не быть… Ну зачем Федерации велоспорта развивать, скажем, борьбу? Да она, в принципе, за нее и не должна отвечать. И это правильно. Тем более что в самом казахстанском велоспорте проблем выше крыши. Вспомните хотя бы недавний скандал с открытым письмом заслуженных тренеров и велосипедистов рес­публики на имя руководителей нашего спорта. По словам ветеранов, Федерация велоспорта из общественного объединения превратилась в частное предприятие с полностью закрытой информацией о его деятельности.

Здесь нашлось место и триатлонистам.

В этом-то и кроется опасность всех этих секретных и непонятных для многих переговоров между комитетом по делам спорта и физической культуры и велофедерацией. К ним остается очень много вопросов…

И еще один момент. По истечении срока действия договора ГЧП частный партнер будет обязан вернуть объект государству в надлежащем техническом состоянии. Какое оно сейчас, нетрудно догадаться. Но будет ли лучше? Хотя, по мнению функцио­неров от спорта, “проекты ГЧП в сфере спорта направлены на привлечение инвестиций частных партнеров для модернизации и улучшения спортивной инфраструктуры, ту же цель преследуют проекты по передаче спортивных объектов частным структурам”. Блажен, кто верует…

Так что республиканский велотрек “Сарыарка”, если верить чиновникам, станет как минимум спортивным хабом на карте столицы, а также центром массового спорта, которого в Казахстане пока, увы, нет.

А вот вопросы по развитию спорта высших достижений остаются. И это наглядно демонстрирует нам сейчас олимпийский турнир в Токио. Медали, конечно, у нас уже есть и, возможно, еще будут. Но вот золота, боюсь, в этот раз мы так и не увидим.

Александр ТРОФИМОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть