3015

Вернисаж с доказательной базой

Даже коллеги не могут поверить, что художник Батухан БАЙМЕН печатает свои линогравюры по старинке. Подозревают, что он попросту штампует их на принтере, облегчая жизнь современными технологиями. Поэтому в центре зала на его выставке Nomads лежит кусок линолеума, с которого снят один из оттисков. В качестве вещественного доказательства.

Вернисаж с доказательной базой

При классическом способе изготовления линогравюр на мягкую изнанку линолеума резаками наносят рисунок, затем поверхность покрывают краской, чтобы отпечатать задуманное на бумаге. Но обыч­но листы линогравюр небольшие. А Батухан умудряется делать огромные полотна - до пяти метров в длину! Сам автор такие работы со смехом называет монументальной графикой.

После одной из выставок к Батухану даже приехала делегация прямо в мастерскую - коллеги решили, что художник на самом деле просто пользуется принтером, и хотели лично увидеть процесс работы. Там ведь масса тонкостей, которые нужно учесть, чтобы не смазать краску. Как ему это удается проделать с огромным рулоном линолеума?

Вот почему на этой выставке, которая открылась в Музее искусств имени Кастеева 3 марта, в центре зала расстелили огромный пятиметровый исходник линогравюры.

- Сначала у меня была выставка линогравюр обычного формата, - рассказывает автор. - Но когда я увидел их в залах музея, то понял: такие вещи теряются в большом пространстве. Поэтому решил поменять масштаб - и не ошибся. С линогравюрами такого размера делал уже выставки в Берлине, на Кипре, в Узбекистане.

У мастера есть несколько своих секретов, большую часть из них он не раскрывает. Но главный не спрячешь - оттиск сделан не на бумаге, а на шелке. Материал особенно хорош и благороден в печати золотистых тонов.

Нынешняя выставка называется Nomads - “Кочевники” и проводит через очень жесткий мир образов. Если начало экспозиции посвящено мифам и легендам, то заканчивает зритель на событиях, ставших страшными страницами в истории народа. Это репрессии 1937 года, события голодомора. Да и работы, посвященные нравам современных номадов, скорее напоминают иллюстрации к рассказам о чистилище: жуткие персонажи, похожие на зомби, лезут к заветному крес­лу, дерутся за богатства, превращаясь в животных. Это точно не те милые картинки, которые можно повесить в гостиной.

- От событий сегодняшнего дня не убежишь, - разводит руками Батухан. - И я не живу этими работами, не зарабатываю ими. Скорее это мое хобби, возможность сказать то, о чем я думаю. Тем более что в линогравюре для меня, как для художника, много интересных задач. Да и не прощает она ошибок. Тут ведь после печати, если смазалась краска, когда что-то не рассчитал, приходится все выкидывать и делать заново. Это не холст, на котором можно закрасить часть или все снова переделать. Я считаю несправедливым, что гравюра у нас непопулярна. Мечтаю сломать стереотип о том, что она скучновата, архаична. Я хочу этот жанр довести до совершенства, поднять его на мировой уровень.

…И о международном признании. В 2019 году у Батухана прошла персональная выставка на острове Кипр, после которой он передал в дар музею современного искусства тюркских народов 55 своих работ…

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть