1852

Скоростной чалдон

Среди знаменитых шестидесятников алматинского “Кайрата” особое место занимает нападающий Олег МАЛЬЦЕВ. Его называли самым быстрым нападающим советского футбола.

Скоростной чалдон

Мальцев здорово бегал спринтерские дистанции. Мог бы выступать в легкой атлетике, но выбрал хоккей с мячом и футбол. Именно этими видами спорта увлекся паренек у себя в родном Красноярске. Из воспоминаний Олега Мальцева: “Тогда все мальчишки играли в подвижные игры, в том числе и я. Виновницей моего увлечения спортом стала мама, которая привела меня на местный стадион “Локомотив”, где работала кассиром, и записала в секцию футбола”.

Через пару лет мальчишка уже стал грозой вратарей. На соревнованиях сибирской зоны, а позже в чемпионате СССР среди своего возраста его команда занимала призовые места. И нередко Олега Мальцева признавали одним из лучших игроков. Не зря на него положили глаз динамовцы Красноярска. И он перешел в команду милиционеров. Это станет в его биографии судьбоносным шагом, ведь там он познакомится с Виктором ВЕРЕТНОВЫМ (известный казахстанский тренер), который также выступал за бело-голубых. Именно он позвал Мальцева в Алма-Ату поступать в институт физкультуры.

“Ехать не хотел, - рассказывал позже в одном из своих интервью Олег Владимирович. - Но родители настояли. “Чем ты хуже других, - сказал отец. - Поезжай, учись. Посмотри, как люди там живут…”

Так Олег Мальцев оказался в столице Казахстана. И первое, что поразило его, - гостеприимство местных ребят. Уже на следующий день они привели сибиряка на Зеленый базар и так накормили арбузами, дынями, яблоками и грушами, что ему стало плохо. Но обиды он ни на кого не держал. Сам виноват, что “дорвался до бесплатного”, ведь в Красноярске нет такого разнообразия фруктов.

Сибиряк учился в институте неплохо. Но еще больше преуспел в спорте. Особенно в хоккее с мячом. Выступал за СКИФ - это прародитель знаменитого алматинского “Динамо”. Однажды сам ректор пришел поболеть за своих парней. И особенно понравился ему Олег Мальцев. Но одет он был скромно. Тогда ректор спросил тренера: “А что это за парень?” “Да, чалдон из Красноярска приехал, - ответил тренер. - Все хорошо, но игровой формы у него нет. Стипендию не получает”. На следующий день у Олега было все: и форма, и деньги.

- Как будто заново родился, - рассказывал Олег Владимирович Мальцев. - К делу стал относиться более серьезно. Надо же оправдывать доверие. И наша дружина была включена в состав участников чемпионата СССР. В 1959 году мы даже обыграли СКА (Свердловск) - команду именитую, неоднократного призера и чемпиона страны. Тогда болельщики нас со стадиона на руках выносили…

Хоккей был не единственным увлечением Мальцева. Летом он играл в футбол. Однажды кайратовские наставники (команда тогда выступала в классе “Б” ) заприметили среди студентов быстрого игрока и сразу предложили ему перейти в “Кайрат”. Олег Мальцев рассказал об этом ректору института Хамзе Махумеджановичу МУХАМЕДЖАНОВУ, с которым у него сложились очень хорошие отношения. Но ветеран войны рявкнул: “Ты приехал к нам как хоккеист. Будешь только в хоккей играть”.

Однако чуть позже Мальцеву все же удалось убедить своих педагогов, что он может и в хоккей играть, и в футбол. Тем более что в то время это было не редкость. К примеру, бомбардир “Кайрата” тех лет Сергей КВОЧКИН тоже совмещал эти две дисциплины. Были в составе футбольной команды и другие ребята, игравшие в хоккей с мячом.

На первой же тренировке Мальцева в “Кайрате” футболисты сдавали нормативы. И все были приятно удивлены, что новичок показал лучшее время на дистанциях 30, 60, 100 и 1000 метров. Тренер “Кайрата” Борис ЕРКОВИЧ на разборе полетов, обращаясь к футболистам, сказал: “Зачем я вас на сборы возил? Вас голодный студент обогнал”.

В играх так же получалось: когда мяч был на левой бровке и перед Мальцевым открывался простор, настичь его было практически невозможно. Хорошо он играл и на опережение, мог сделать прострел вдоль ворот. Сергей Квочкин не раз поражал ворота соперников именно с таких прострелов Мальцева с фланга. Не раз на нем команда зарабатывала и пенальти. Но он никогда сам не исполнял одиннадцатиметровые удары. Штатным пенальтистом “Кайрата” был его земляк Вадим СТЕПАНОВ. Как выразился однажды сам Мальцев, “Степа сетку рвал. Ударом обладал сильнейшим. И в этом мы все ему уступали”.

Быстрый нападающий не раз ставил в тупик оборону соперников. Не случайно Малец, как его звали в команде, частенько уходил с поля героем. Всего за “Кайрат” он забил 27 голов. Однажды он отличился на 20-й секунде встречи. Случилось это в матче с “Нефтяником” (Баку) в 1963 году. Но этот рекорд через много лет побьет другой кайратовец Евстафий ПЕХЛЕВАНИДИ. Он разыграет мяч с Сергеем ВОЛГИНЫМ, пробьет с центра поля и застанет врас­плох вратаря киевского “Динамо” Вячеслава ЧАНОВА. Произойдет это на 10-й секунде матча. Этот рекорд держится до сих пор.

Именно в сезоне 1963 года “Кайрат” был близок к победе в розыгрыше Кубка СССР. Наша команда дошла до четвертьфинала и в упорном дополнительном матче с донецким “Шахтером” уступила дорогу украинским футболистам. Они и стали в том году обладателями почетного трофея. А кайратовцы согласно регламенту соревнований получили звания мастеров спорта СССР.

Был еще один период в жизни спортсмена. В 1961 году Олег Мальцев по семейным обстоятельствам вынужден был уехать из Алма-Аты в Красноярск. Там он играл за свой родной “Локомотив” в классе “ Б” . Тогда его приглашали в Киев, Ленинград, Москву… Но Олег сказал: “Если куда поеду, то только в Алма-Ату”. А потом узнал, что ему готовят армейские сапоги. Это московский ЦСКА постарался - хотел призвать его в армию. А тут ребята из “Кайрата” позвонили: “Армию тебе сделают, никакой ЦСКА в свои ряды не призовет”. И Мальцев, недолго думая, возвратился в Казахстан.

А через несколько туров кайратовцы играли в Москве против армейцев. И Мальцев забил гол. Ту встречу алматинцы выиграли - 3:0. А после игры какой-то московский генерал зашел в раздевалку “Кайрата” и начал орать: “Ну что, Мальцев, справок тебе понаделали… И ты играешь?” Олег не сдержался: “Товарищ генерал, да я просто не хочу у вас играть”. Больше у армейцев к Мальцеву вопросов не было. Правда, представители других клубов по-прежнему к нему гонцов засылали, но тут же получали отказ.

Позже, вспоминая алматинский период жизни, Олег Владимирович не раз отмечал, что именно в Казахстане он понял цену дружбы народов. Именно здесь стал мастером футбола с большой буквы. Особенно много сделал в его становлении как игрока Николай ГЛЕБОВ - тогдашний старший тренер “Кайрата”. А когда он ушел из команды, то пришедший на смену Александр КЕЛЛЕР так и не сумел сполна использовать скоростные качества самого быстрого футболиста того времени. Олег Мальцев сначала сидел в запасе, а затем поехал доигрывать свой спортивный век в карагандинский “Шахтер”.

После завершения карьеры вернулся в Алма-Ату и работал детским тренером. В 1968 году уехал в Красноярск. Пробовал снова вернуться на поле, но не получилось. Стал тренировать детей - сначала в футболе, затем в хоккее с мячом. Даже знаменитый “Енисей” возглавлял. Не раз приезжал Олег Владимирович и в Алма-Ату - город своей молодости. Ему всегда здесь было комфортно. Этого он не скрывал. До последних дней своей жизни с благодарностью вспоминал зеленый город. Даже находясь в Сибири, он говорил: “Всегда ощущаю запах алматинского апорта”.

Умер известный футболист и тренер 5 декабря 2005 года в Красноярске.

Алим АНАПЬЯНОВ, фото с сайта redyarsk.ru и из архива автора, Алматы

Поделиться
Класснуть