Прощай, высококлассный мастер...
Ровно 40 лет назад отгремели фанфары московской Олимпиады. А 2 августа этого года на 70-м году жизни скоропостижно скончался ее чемпион по греко-римской борьбе, чемпион мира и Европы, Герой труда Казахстана Жаксылык УШКЕМПИРОВ.
А ведь московского успеха могло и не быть. Трудно приходилось казахскому пареньку в сборной СССР. К примеру, его, одного из сильнейших на тот момент борцов страны в весе до 48 кило, не взяли на Олимпиаду в Монреаль в 1976 году. Вместо него в Канаду тогда отправился Алексей ШУМАКОВ. Вот что рассказывал корреспонденту “Времени” Жаксылык Ушкемпиров незадолго до своей смерти:
- В то время предпочтение отдавалось россиянам. Даже если ты сильнее этого соперника на голову. Нас, ребят с периферии, не сильно-то жаловали.
И в этом, заметим, была доля правды. Даже на московскую Олимпиаду Ушкемпиров попал с превеликим трудом. Туда планировали отправить грузинского атлета Тэмо КАЗАРАШВИЛИ, который показал только пятый результат на первенстве СССР. Там, конечно, сыграл авторитет первого секретаря ЦК Компартии Грузии Эдуарда ШЕВАРДНАДЗЕ. Готовили в легком весе еще двоих - Алексея Шумакова, уже носившего титул олимпийского чемпиона, и Василия АНИКИНА. Даже спарринги между ними устроили. Казахстанец оказался сильнее своих визави. Но тренеры сборной СССР все равно исключили Ушкемпирова из списка кандидатов в олимпийскую сборную, мотивируя тем, что ему уже 29 лет. Только тренер Вадим ПСАРЕВ стоял за Жаксылыка. Он знал его силу и убеждал всех, что его ученик может выиграть золотую медаль.
- И все-таки вы попали на Олимпиаду. Ходили слухи, что сам КУНАЕВ вмешался в это дело...
- Этого я точно не знаю. Но судьба была благосклонна ко мне. Меня оставили в сборной СССР первым номером, и я продолжил в Москве тренироваться. А с Димашем Ахметовичем мы встречались не раз. И после моей победы тоже. Он был несказанно рад, что я завоевал золотую медаль.
- Давайте вспомним, как проходили поединки на олимпийском ковре.
- Скажу честно: волнения не было. Была уверенность в победе. Все-таки семь лет в сборной даром не прошли. Я вырос в высококлассного мастера ковра, окреп физически. И когда выходил на ковер, голову сверлила одна мысль: скорее положить соперника на лопатки.
Первый свой поединок на Олимпиаде я провел с румыном Константином АЛЕКСАНДРУ. Это был опытный боец, многократный чемпион мира и Европы. Я сразу ошарашил его каскадом приемов. А когда сделал хороший задел, продолжал атаковать. Счет 6:2 в мою пользу.
Второй поединок - с поляком Романом КИРПАЧЕМ - был, пожалуй, самым трудным на московском ковре. Я начал здорово, быстро набрал несколько баллов, а потом немного сбавил обороты и поплатился за это. Он почти нагнал меня. Был момент, когда я выигрывал у него всего одно очко - 11:10. Но потом сумел взвинтить темп, обхватить соперника и крутануть. Судьи записали еще два балла. А тут и время закончилось. Кстати, именно поляку я уступил в финале чемпионата Европы. Так что моя победа в Москве была своего рода реваншем за то поражение!
Дальше все пошло как по маслу. Венгр Ференц ШЕРЕШ оказался легкой добычей. Я одолел его с большим преимуществом - 17:6. А в финале без проблем разобрался с болгарским борцом Павлом ХРИСТОВЫМ - 12:7.
- Я видел вас на ковре. Вы всегда боролись в таком высоком темпе?
- Этой мой конек! Надо сначала ошарашить соперника. А потом, если набрал баллы, лучше поменять тактику.
- Почему вы выбрали борьбу, а не другой вид спорта?
- Я учился в Семипалатинском ветеринарном институте, и то, что оказался на борцовском ковре, - чистая случайность. Нужно было сдать зачет по лыжным гонкам. Человеку с юга это было не по силам. “Тогда идите в спортзал и латайте борцовские матрасы”, - сказал один из преподавателей. Я посчитал такое занятие унизительным. Попросил препода дать мне другое задание. “Тогда побори этих ребят, и я поставлю тебе зачет”, - сказал он. Деваться некуда - вышел на ковер. С первым и вторым разделался быстро. А вот третий парень оказался крепким орешком. Пришлось повозиться. Оказывается, он был чемпионом института да еще кандидатом в мастера спорта! Но и его я одолел. Тут подходит тренер и говорит: “Зачет у тебя в кармане, будешь на борьбу ходить”. Так я оказался в секции.
- То есть вы до этого не боролись?
- Боролся по великим праздникам у себя в ауле, что в Жамбылской области. И побеждал. В своем возрасте мне равных не было. Но я никогда даже не задумывался, что борьба станет главным моим занятием, второй профессией!
- И сразу выбрали классическую борьбу?
- Нет, сначала был вольником. На “классику” меня пригласил старший тренер ДСО “Кайрат” Владимир УГРЕНИНОВ. Позже я стал тренироваться у него и многому научился, большое ему за это спасибо.
- В то время в “классике” у Казахстана была очень сильная команда. Вы помните это?
- А как же! Когда попал в сборную Казахстана, приехал в Алма-Ату. В Каргалинке увидел впервые таких известных на весь мир палуанов, как БАКУЛИН, РЕЗАНЦЕВ, БЫКОВ. И у них тоже учился.
- Через год после Олимпиады вы стали чемпионом мира. Трудно было поддерживать форму?
- В 30 лет, конечно, трудно поддерживать нужную форму. Хотя мог бы бороться еще год-два, но почувствовал усталость и в 1983 году решил завершить карьеру спортсмена.
- Вы не стали тренером. Почему?
- Я имею отношение к подготовке таких известных палуанов, как Даулет ТУРЛЫХАНОВ, Бахтияр БАЙСЕИТОВ. Но большим тренером действительно не стал. Считаю, что это не мое призвание. Крестьянское хозяйство, животноводство - это да!
- Что пожелаете нашей молодежи?
- Быть патриотами своей страны. Делать людям только добро…
Алим АНАПЬЯНОВ, фото с сайтов almaty.tv и sputniknews.kz, Алматы