3665

Сергей Девятков: Надо плясать от печки

Не секрет, что усть-каменогорская школа хоккея считалась одной из лучших в СССР. И не случайно в 1979 году наше “Торпедо” впервые завоевало золотые медали юношеского первенства страны, обыграв всех, в том числе московские “Спартак” и ЦСКА. Лучшим бомбардиром финального турнира, который проходил в Усть-Каменогорске, стал тогда нападающий “Торпедо” Сергей ДЕВЯТКОВ, набравший в шести играх 19 очков! Только в ворота пензенского “Дизелиста” он забросил восемь шайб. Газета “Время” нашла героя того славного хоккейного периода.

Сергей Девятков: Надо плясать от печки

- Про тот триумф 1979 года сейчас мало кто помнит и знает. Как вам удалось стать чемпионами СССР?

- Хорошая команда подобралась. Почти все ребята 1962 года рождения. Правда, за год до чемпионата наш тренер ПОЛЬШАКОВ увез с собой в Минск первую пятерку и вратаря. Но в итоге минчане даже в финал не попали, а мы выиграли первое место.

Помню, Дворец спорта был забит до отказа. В решающей игре с “Олимпией” из Кирово-Чепецка мы проигрывали 0:5. Видимо, перегорели. Но потом я забросил первую шайбу, и пошло-поехало. Мы победили 6:5. Моя мама до этого никогда на хоккей не ходила. А тут пришла. Переволновалась. Давление под 200! “Скорую” вызывали. Но хороший финал получился! Наша тройка, а со мной играли Женька РОЩИН и Серега ИВЧЕНКО, больше всех шайб забросила.

После того чемпионата сразу пять человек из “Торпедо” пригласили в юношескую сборную СССР. Я был на трех сборах. И даже в турнире четырех участвовал. Правда, потихоньку нас всех из сборной убрали. От игроков с периферии тогда старались избавиться. Кстати, то же самое потом произошло и с нашими игроками 1963 года. Правда, они в призеры чемпионата страны не попали, но ЛЕОНОВА, ФИЛИППОВА и БОГАТЫРЕВА тоже приглашали в юношескую сборную СССР.

- А как вы оказались в алматинском “Енбеке”?

- В 1980-м я только школу окончил и должен был лететь вместе с Ивченко в рижское “Динамо”. Тогда у всех наших ребят хорошие предложения были. Но тут в Усть-Каменогорск приехал бывший хоккеист “Торпедо” и “Енбека” Вадим КУЛИКОВ. Сказал, что в Алма-Ате создается новая команда. Тренировать ее будет известный советский специалист Юрий БАУЛИН, который как раз в то время курировал все юношеские сборные СССР и хорошо нас знал. Видимо, работа в федерации ему наскучила - хотелось опять в живом хоккее поработать. В общем, меня и многих других молодых усть-каменогорских ребят - Леонова, БЕЛЯЕВСКОГО, Филиппова - и тех, кто был чуть постарше, уговорили лететь в Алма-Ату. Ивченко, правда, отправился в Ригу, а Рощин - в Минск.

- А как же родное “Торпедо”? Разве талантливые ребята команде были не нужны?

- Тренер “Торпедо” сказал, что ему нужен результат. И с молодыми возиться не захотел. Но это, считаю, была его ошибка, потому что все ребята были техничные. Нам надо было только чуть-чуть окрепнуть… Через два года мы вышли уже в первую лигу и обыгрывали там торпедовцев. Нас, конечно, хотели вернуть. Но как мы могли бросить Юрия Николаевича?..

“Торпедо” (Усть-Каменогорск) - чемпион СССР 1979 года среди юношей.

- Это правда, что Баулин собирался вывести “Енбек” в высшую лигу?

- Потенциал у команды был очень хороший. Если бы ее удалось тогда сохранить, она и сейчас была бы на виду. Но город финансово не поддержал команду “Енбек”. Почему? Может быть, потому, что в Алма-Ате в то время было много сильных команд по другим игровым видам спорта - волейболу, баскетболу, хоккею с мячом… И на хоккей с шайбой денег не хватало. А может быть, просто спортивные руководители города не любили хоккей. В любом случае через четыре года команда распалась. Уже после третьего сезона стало ясно, что у нее не будет будущего. Юрий Николаевич это понял и уехал тренировать череповецкую “Северсталь”. Юра Леонов отправился покорять Москву… А так мы никуда не собирались уезжать. Алма-Ата нам нравилась. Надо было только дать команде время окрепнуть. Создали бы детскую спортивную школу и сейчас радовали болельщиков в КХЛ.

Дебют торпедовцев в высшей лиге чемпионата СССР.

- Но после распада “Енбека” вы не затерялись, вернулись со многими енбековцами в Усть-Каменогорск. Как игралось вместе с такими звездами, как Борис АЛЕКСАНДРОВ и Игорь КУЗНЕЦОВ?

- Нормально. Сразу влился в состав. Забивал, был в теме. Но, конечно, это были мастера! Мы за ними тянулись. Шесть лет я отыграл за “Торпедо”. В 1987-м впервые в высшую лигу вышли. Нелегко было там играть, но интересно, ведь в то время еще никто в НХЛ не уезжал. Все лучшие хоккеисты играли в чемпионате СССР.

- Интересно, почему с такими непревзойденными голеадорами, как Александов и Кузнецов, “Торпедо” вылетело из высшей лиги, а через год, когда Борис и Игорь отправились играть в Европу, вдруг закрепилось в вышке?

- Хороший, ровный был состав, мастеровитый. Ребята моего возраста взяли ответственность на себя. Вернулись из “Спартака” Вадим ТУНИКОВ и Сергей ВАРНАВСКИЙ. Молодежь подросла: Александр КОРЕШКОВ, Константин ШАФРАНОВ, Игорь ЗЕМЛЯНОЙ, Андрей СОКОЛОВ, Михаил БОРОДУЛИН, братья Андрей и Борис ФУКС… Причем все местные.

- А почему ты, один из лидеров “Торпедо”, можно сказать, в расцвете лет ушел из такой славной команды в тольяттинскую “Ладу”, выступавшую в первой лиге?

- …Скажу так: не по своей воле. Плюс Геннадий ЦЫГУРОВ в “Ладу” позвал. Правда, вскоре мы Димкой Филипповым оказались в Магнитогорске и перетащили туда из “Торпедо” Сергея МОГИЛЬНИКОВА. Наша усть-каменогорская тройка очень много забивала и, можно сказать, вытащила в 1992 году “Металлург” в высшую лигу.

- А как в “Металлурге” потом оказались другие устькаменогорцы: братья Корешковы, Шафранов, Земляной, Соколов, Бородулин?

- А помните, что творилось в 90-х? ­Команду “Торпедо” сильно подкосил развал СССР. Хоккеисты получали зарплату мешками с рисом. У нас тоже в “Магнитке” привозили корову и рубили ее на части на всю команду. Время было такое. Денег не было. Но в “Устинке” было совсем тяжело. Ребята сами и попросились в “Металлург”. Я переговорил с тренером Валерием ПОСТНИКОВЫМ. Он дал добро. Я слетал за ребятами в Усть-Каменогорск. Загрузили Ан-24 мешками с рисом, подписали контракты, вот и все… И “Металлург” в 1995-м завоевал бронзовые медали Кубка Межнациональной хоккейной лиги, а затем и вовсе стал флагманом российского хоккея. Так что, можно сказать, “Магнитку” подняла “Устинка”.

- Какой период спортивной карьеры был у вас самым запоминающимся?

- Все. Каждый интересен по-своему. “Енбек” - это мое становление как хоккеиста. Я там повзрослел, набрался опыта. Когда приехал в Алма-Ату, весил 76 кило, а через два года уже 84. Восемь кило чистой мышечной массы добавил. Ничего лишнего. “Торпедо” - продолжение того, что наработал в “Енбеке”. Плюс высшая лига! “Магнитку” тоже в вышку вытянули. И здесь я в 1998-м закончил играть.

- С какими партнерами лучше всего игралось?

- Мне со всеми было комфортно играть: с Беляевским и Варнавским в “Торпедо”, с Могильниковым и Филипповым в “Магнитке”, с Александром СИДОРЕНКО и Федей ГОЛЯТДИНОВЫМ в “Енбеке”. Они к тому времени, когда я приехал в Алма-Ату, уже много где поиграли, хорошо поляну видели. Я не говорю, кто лучше, кто хуже, просто играли и получали удовольствие.

Сергей ДЕВЯТКОВ (справа) и Игорь БЕЛЯЕВСКИЙ в гостях у тренера Юрия БАУЛИНА

- Братья Корешковы, другие усть-каменогорские хоккеисты в середине 90-х выступали за сборную Казах­стана. А почему вы не играли?

- Не приглашали, наверное, из-за возраста… А еще, видимо, потому, что я был заигран за Россию по In Lain hockey - хоккею на роликах. В 1994 году в составе команды Las Vegas Flash участвовал в розыгрыше чемпионата НХЛ. Очень увлекательный хоккей. 17-тысячная арена летом была забита болельщиками! Потом в составе сборной России играл на чемпионатах мира. Вот такой был интерес­ный опыт.

- Чем занимались после окончания карьеры?

- После “Магнитки” хотел пару лет поиграть в Европе, но операция на колене планы изменила. Стал работать тренером в СДЮШОР “Металлург”. У меня был набор 1992 года рождения. Мои воспитанники Виктор АНТИПИН, Богдан ПОТЕХИН, Евгений ГРИГОРЕНКО потом стали чемпионами КХЛ в составе “Металлурга”, а Данил АПАЛЬКОВ, играя за ярославский “Локомотив”, - бронзовым призером. Затем меня пригласили в Москву. Работал в новой школе сначала замдиректора, а потом и директором. Тоже были хорошие ребята. Есть чем гордиться. Но больше с государством я в хоккей не играю - нахлебался... Сейчас занимаюсь частной практикой вместе с моим другом Игорем Беляевским.

- А в Казахстан работать не приглашали?

- Ни разу.

- Знаете, что творится в Усть-Каменогорске? В “Торпедо” сплошь россияне, знаменитая школа игроков почти не дает…

- Казахстанский хоккей, конечно, жаль. Он же для меня не чужой. Но если в школу не вкладывать средства - ничего не будет. Все от печки. А ее развалили. Теперь надо снова по кирпичику собирать. Сложно. А другого выхода нет. Если не будет хорошей школы, так и будете хоккейный мусор со всего мира собирать.

Сергей ДЕВЯТКОВ и его воспитанник Данил АПАЛЬКОВ

- В Алматы который год грозятся ­команду уровня КХЛ сделать. Но в итоге после окончания сезона тренеры меняются, игроки разбегаются…

- Все дело в чиновниках. Они рулят и профессионалов к финансам не подпускают. Чинушам хоккей не нужен, им нужны только бабки. Весь процесс построен на откатах. Поэтому в Алматы хоккей и не может прижиться, хотя болельщики у вас замечательные! Я до сих пор помню, какой ор стоял во Дворце спорта. Если бы меня сейчас пригласили в Алматы, я бы с удовольствием у вас поработал. Сила, энергия, опыт есть. Только мне хочется серьезной работой заниматься. На перспективу. И чтобы труд не пропал даром. Поэтому нужна конкретная цель - создать сильную команду мастеров, открыть хорошую детскую школу. Под такое дело я готов собрать команду профессионалов. Алматы достоен хорошего хоккея.

Александр ТРОФИМОВ, фото из архива С. Девяткова и с сайта hc-torpedo.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть