Он побеждал не только на ковре
Кто не знает у нас Хаджимукана? Да практически все знают! Это первый казах, завоевавший титул чемпиона мира по французской борьбе, он многократно побеждал на мировых, российских, региональных чемпионатах по классической борьбе среди тяжеловесов. Является обладателем около полусотни наград и медалей. Но мы вам расскажем о других, менее известных победах легендарного палуана.
В свое время Хаджимукан МУНАЙТПАСОВ был не только сильным атлетом, но также слыл культурным стилягой и балагуром, за которого мечтали выйти замуж многие дамы. Борец в совершенстве владел русским языком, легко мог изъясняться на французском... Об этом мне много лет тому назад поведал спортивный функционер, ныне покойный Маркс Байгужинович КИЗИКЕНОВ. Он по поручению председателя спорткомитета при Совете Министров Казахской ССР Каркена АХМЕТОВА занимался изучением биографии палуана. Благодаря ему Казахстан открыл неизвестные страницы жизни Хаджимукана - друга легендарного российского борца Ивана ПОДДУБНОГО.
Оказывается, Хаджимукан был многоженцем. Первой его супругой стала белоруска Надежда ЧЕПКОВСКАЯ, с которой он познакомился в Рижском цирке, где выступала цирковая труппа из России. В ее составе была и танцовщица - будущая жена Мукана Мунайтпасова. Надежда Николаевна рассказывала об этом Марксу Кизикенову еще в 1959 году в Омской области, где в то время проживала.
Муханура, как звали тогда по-японски батыра казахских степей, произвел на нее сильное впечатление. Она влюбилась в него с первого взгляда. И на первом же свидании сразу почувствовала с ним уверенность. Позже это чувство никогда ее не покидало. Хотя надо отметить, что хозяин цирка уговаривал Надежду не “делать глупости”. Но 16-летняя Чепковская уехала с Муканом в Россию и стала сопровождать его повсюду, куда бы он ни уезжал на состязания. И она стала свидетелем многих побед нашего земляка.
Жена палуана рассказала, что самыми впечатляющими в спортивной карьере борца были 1913-1916 годы. Именно тогда он одержал свои важные победы над такими знаменитыми соперниками, как ЛАССАРТЕС, Чемберцс ЦИПС, Джо МОРО, ЧЕРНОЯНЦ, Жан САБАТЬЕ, и другими. Но однажды Надежду не пустили на пароход, который отправлялся в столицу Аргентины Буэнос-Айрес, так как она была беременна первенцем, которого после рождения назвали Халиоллой.
Надежда Николаевна рассказала и о том, что их брак был зарегистрирован в омской мечети. Там Надежда стала Батимой. Открыла жена батыра секрет и о том, что помимо нее он имел еще трех жен.
- Хаджимукан несколько дней ходил молчаливым, - вспоминала Батима. - Я поняла, что он чего-то недоговаривает. Поэтому спросила: “что случилось?” Он рассказал всю правду. Оказывается, его сердце принадлежит еще одной девушке по имени Ырысты. Я сама дала ему разрешение жениться. И у них с Ырысты родились три дочери - Азия, София и Рашида.
Интересным получился у Хаджимукана и брак с Минаим. Ее муж Ескермес был родным дядей палуана. Он умер, и чтобы дети (а их было трое) не остались сиротами, Хаджимукан взял в жены вдову. И у них от совместного брака в 1939 году родился сын Айдархан. Последней женой батыра стала Бибижан, которая в 1948 году родила ему сына Жанабила.
Старший сын Хаджимукана Халиолла женился на русской девушке по имени Шоппен. У них родились шестеро детей. Вторым по возрасту идет сын Абдолла, которого Батима и Хаджимукан взяли из детского дома. Он стал юристом, возглавлял омскую прокуратуру и прокуратуру города Десны в Белоруссии. В 1946 году погиб от рук преступников.
Позже Маркс Кизикенов побывал на родине великого борца и познакомился с его младшим сыном Жанабилом. Он окончил Алма-Атинский институт физкультуры и возглавлял спортивную школу в Шымкенте. Заслуженный тренер республики умер в 2001 году. У него есть сыновья Бакытжан и Еркебулан, дочери Жанар и Айжан.
Кизикенову тогда рассказали смешную историю. В Южный Казахстан пожаловал внебрачный сын Хаджимукана. Но это оказалось обманом. Лжесын хотел нажиться на имени прославленного палуана. Но местные жители раскусили проходимца и чуть не учинили над ним самосуд. Самозванцу удалось бежать. Больше о нем никто не слышал…
Алим АНАПЬЯНОВ, фото из архива автора, Алматы