Футбол ждут тяжёлые времена
Главный тренер карагандинского “Шахтера” украинец Вячеслав ГРОЗНЫЙ рассказал, как живет и чем дышит казахстанский футбол в сложный период мировой пандемии. Кроме того, Вячеслав Викторович сравнил казахстанский чемпионат с национальными первенствами других постсоветских республик, где ему также приходилось работать. Правда, некоторые высказывания заслуженного тренера Украины и России довольно спорные, но все-таки заслуживают внимания.
- Как вы переносите карантин и где сейчас находитесь?
- Сейчас я нахожусь в Алматы. И хотел бы сказать, что здесь, в Казахстане, может быть, в отличие от некоторых других государств к вопросу карантина и борьбы с эпидемией коронавируса относятся весьма серьезно. Вообще, граждане Казахстана очень законопослушные, и любые противоэпидемиологические рекомендации властей выполняют беспрекословно. А подход казахстанцев к гигиене и профилактике можно ставить всем в пример. И очень бы хотелось, чтобы такое внимательное и серьезное отношение к карантину было во всех странах. В Казахстане никто не выходит на улицу без маски, жители не нарушают введенные карантинные ограничения. Даже в такси рассаживаются исключительно по диагонали, как это предписывают правила. Поэтому есть ощущение, что уже довольно скоро страна может побороть эпидемию. А если это произойдет, то, глядишь, и чемпионат страны возобновят уже к июню-июлю.
- Вы давно работаете в футболе, но сейчас в связи с пандемией футбол и профессиональный спорт вообще переживают масштабный кризис. На ваш взгляд, в каком состоянии футбол выйдет из данной ситуации, каких изменений нам стоит ожидать?
- Профессиональный спорт и, конечно же, футбол очень сильно зависят от экономики, а именно по ней сейчас пандемия коронавируса наносит самый мощный удар. Возможно, многие владельцы клубов в ряде стран будут иметь серьезные проблемы с финансированием профессиональных команд. Без сомнения, уровень контрактов игроков будет серьезно пересмотрен в сторону оптимизации и сокращения.
Отдельный вопрос о проведении соревнований. Сейчас, как мы видим, остановлены все чемпионаты и национальные первенства, за исключением белорусского. Но мне кажется, что федерациям футбола и УЕФА придется идти на беспрецедентные меры для составления графиков доигровки первенств. На мой взгляд, все чемпионаты должны быть доиграны, нельзя вне футбольного поля выявлять победителя, это и неспортивно, и несправедливо. Более того, я выскажу крамольную мысль: если пандемия продлится длительное время, то все чемпионаты нужно завершать до конца 2020 года. Убежден, что до 3 августа, как полагает УЕФА, сделать этого не удастся, а значит, нужно корректировать и все международные турниры: Лигу чемпионов и Лигу Европы. Поэтому еврокубки в таком очень вероятном сценарии не начнутся осенью 2020 года. Их ждет судьба чемпионата Европы-2020, который уже перенесен на 2021 год. И это нормально, человеческая жизнь куда ценнее и выше любых спортивных состязаний.
Вообще, сегодня говорить о футболе и спорте очень сложно, сейчас не до этого по большому счету. Я очень надеюсь, что мы все вместе с помощью науки и медицины справимся с этой бедой.

- Исходя из ваших слов, можно заключить, что мировой футбол, как, собственно говоря, и профессиональный спорт, изменится кардинально?
- Да, в этом даже нет сомнений. Можно с уверенностью сказать, что владельцы клубов будут вкладывать куда более скромные средства в свои команды. А следовательно, нас, футбольных людей, ждут очень нелегкие времена. Нам придется перестраиваться, понять и принять, что будут другие условия контрактов как у футболистов, так и у тренеров.
- Вы работали тренером в ведущих футбольных клубах России, Украины, а теперь вот трудитесь в Казахстане. В чем, на ваш взгляд, отличие и сходство клубов из постсоветских стран?
- Безусловно, в каждой стране, где мне приходилось возглавлять футбольные клубы, есть свои черты и отличия. Предположим, в Казахстане, где я сегодня имею честь трудиться, все клубы бюджетные, они финансируются из национального бюджета. Поэтому отношение к выполнению контрактных обязательств и дисциплина на высочайшем уровне. Контролируется каждый тенге, который выделен для этих целей. А тренеры и футболисты получают положенную зарплату день в день. Кроме того, бюджетное финансирование исключает банкротство клубов и дает возможность планировать работу на длительную перспективу, что очень важно для футбола, особенно для воспитания будущих игроков.
Что касается особенностей российского футбола, то здесь, безусловно, нужно отметить гораздо больший уровень финансирования футбола в целом, а некоторые команды по этому показателю вообще могут стоять в ряду ведущих клубов мира. И в эпоху моей работы и в “Спартаке”, и в “Тереке” никаких организационных вопросов не возникало, все выполнялось на высшем уровне. Поэтому у меня остались самые теплые воспоминания обо всех, с кем мне довелось сотрудничать, это касается и руководителей, и футболистов, и всех, кто мне помогал.
А если вернуться к моей нынешней работе, то в Казахстане получается так, что меня зовут в команды, которые непременно становились чемпионами страны. Таким был “Иртыш” - пятикратный чемпион, “Тобол” тоже становился победителем чемпионата страны, и вот сейчас “Шахтер”, который дважды был чемпионом.
Я убежден, что в Казахстане с этого года уровень чемпионата станет еще выше. Прежде всего потому, что все футболисты из стран Евразийского союза больше не будут считаться легионерами. К великому сожалению, я не могу брать талантливых украинских игроков, поскольку они подпадают под действия лимита на легионеров. В казахстанском футбольном первенстве можно заявлять только восемь иностранцев. Сейчас я возглавляю уже третий казахстанский клуб, и мне здесь очень комфортно. Прежде всего потому, что все отношения построены на действительно цивилизованном уровне. Я никого не хочу обижать на Украине этим сравнением, но это на самом деле так.
Вообще, если говорить об особенностях развития футбола в постсоветских странах или в той же Болгарии, где я работал, то проблем там гораздо больше, чем могло быть. Или возьмем, к примеру, Грузию, где в советские годы была замечательная самобытная футбольная школа. Сейчас эта страна не имеет сильных, хорошо финансируемых клубов, поэтому ее главная задача - подготовить молодых спортсменов и продать их в более богатые чемпионаты. Клубы зарабатывают только на продаже молодых талантов, в целом это нормальная практика для небольших футбольных стран. Практически такая же ситуация была и в болгарском футболе. Из клуба “Левски”, который мне приходилось тренировать, все игроки имеют главную цель уехать в богатые европейские команды.
- В последние годы в Казахстане достаточно много уже состоявшихся и даже возрастных игроков. Насколько это помогает молодым казахстанским футболистам?
- Да, это правда. В Казахстане в чемпионате играет много опытных футболистов, и они дают возможность учиться молодым игрокам. Стоит только напомнить, что здесь играли такие замечательные футболисты, как ТИМОЩУК, АРШАВИН, трудился тренером ЮРАН и еще очень много просто выдающихся спортсменов. Опытные футболисты есть сейчас и в составе моего нынешнего клуба - карагандинского “Шахтера”. Причем в национальном чемпионате есть опытные футболисты не только из России, но и из Белоруссии, Армении и других стран. Многие из них являются членами национальных сборных, что говорит об их высоком профессиональном уровне. За счет этого чемпионат Казахстана стал только сильнее и значительно интереснее.
По материалам UKRAINA.RU, фото с сайтов kp.ua и fckairat.com, Алматы

