1880

Ставки и риски нашего футбола

Решение Профессиональной футбольной лиги Казахстана перестать считать легионерами игроков из стран, входящих в Евразийский экономический союз, вызвало бурю в околофутбольных кругах. Причем как положительную, так и негативную. “Время” попыталось разобраться в этой ситуации и понять, на что делаются ставки и какие при этом возможны риски.

Ставки и риски нашего футбола

Больше футболистов хороших и разных

Как известно, на данный момент в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят пять государств - Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Кыргызстан. Экономическую интеграцию стран - участниц этой организации в виде свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в Казахстане решили переложить еще и на футбол. Наша национальная футбольная федерация объявила о том, что игроки из четырех других стран ЕАЭС не будут в 2020 году считаться у нас легионерами. Это решение инициативное, сделано в одностороннем порядке. Например, в России официально еще не отреагировали на эту инициативу. В Белоруссии в прошлом году говорили, что их федерация готова рассмотреть такое предложение, если оно от нас поступит, даже на двусторонней основе (“Перед газоном все равны”, см. “Время” от 26.1.2019 г.).

Поэтому сконцентрируемся на том, что может дать казахстанскому футболу открытие границ для представителей четырех указанных государств. Но сначала о том, почему есть уверенность, что эта ставка сыграет. Прежде всего речь идет о финансовой привлекательности футбольного чемпионата Казахстана. Именно этим он интересен футболистам из ­постсоветских рес­публик. Более того, речь идет даже об игроках национальных сборных этих стран.

Причем не стоит думать, что их себе могут позволить лишь казахстанские топ-команды. Например, только последние пару сезонов в наших клубах-середнячках, не претендовавших на медали, играли сразу несколько сборников Армении: Камо ОГАНЕСЯН и Эдгар МАЛАКЯН - в талдыкорганском “Жетысу”, Тигран БАРСЕГЯН - в кызылординском “Кайсаре”. Можно еще вспомнить лучшего бомбардира чемпионата Казах­стана-2018, форварда армянской сборной Маркоса ПИЗЗЕЛИ, но, вполне вероятно, у него с “Актобе” был особый контракт.

Навскидку также можно назвать ряд футболистов национальной сборной Белоруссии, игравших несколько сезонов в Казахстане: Иван МАЕВСКИЙ и Игорь ШИТОВ - в “Астане”, Сергей ПОЛИТЕВИЧ - в “Кайрате”, Сергей КИСЛЯК - в павлодарском “Иртыше”, Михаил ГОРДЕЙЧУК - в костанайском “Тоболе”.

Что касается ведущих киргизских футболистов, то они на протяжении многих лет играли в нашем чемпионате. Ситуация изменилась с вводом лимита на легионеров. Теперь выходцам из Кыргызстана путь вновь открыт.

В последние годы в казахстанских клубах футболистов из России было немного - по всей видимости, из-за того, что они не выдерживали конкуренции в соотношении цена - качество с легионерами из европейских стран. Но теперь они перестают считаться иностранцами! При этом казах­станские специалисты считают, что основного притока россиян следует ждать не из элитной премьер-лиги этой страны, а из первого дивизиона - ФНЛ (Футбольная национальная лига).

Пока у нас действующие российские сборники не играли, как, впрочем, и украинские. Но игрока сборной Латвии Артура КАРАШАУСКАСА мог себе позволить даже аутсайдер нашего чемпионата “Акжайык”, вылетевший из КПЛ в 2018 году.

Чемпионат перестанет быть “первенством водокачки”

Итак, количество легионеров в чемпионате Казахстана по футболу в 2020 году останется таким же, как и прежде. В заявке команд премьер-лиги может быть восемь иностранцев, из них одновременно на поле должно находиться не более шести. И в это число теперь не входят футболисты из государств ЕАЭС. Они высвободят места для других легионеров. А в том, что свято место пусто не бывает, нет никаких сомнений.

Даже по старым правилам в Казахстане за последние годы поиграли футболисты не только нацио­нальных сборных постсоветских государств, но и из стран с весьма приличным уровнем футбола - Венгрии, Сербии, Черногории, Словакии. Сейчас у таких легионеров возможностей попасть в наш чемпионат будет больше, что также должно поднять его на более качественный уровень и, следовательно, сделать более привлекательным для болельщиков.

Впрочем, не стоит забывать и о выходцах из стран Африки. Например, бывшие солисты “Астаны” Джуниор КАБАНАНГА и Патрик ТВУМАСИ входили в состав сборных Конго и Ганы соответственно, а Фернандер КАССАЙ из костанайского “Тобола” вызывался в сборную Центрально-Африканс­кой Республики.

Заманчивые перспективы

Есть еще два интересных момента по поводу решения об отмене статуса легионеров для граждан республик ЕАЭС. У команд премьер-лиги уже не будет потребности в таком количестве казахстанских игроков, как прежде. Куда они пойдут? Кто-то, возможно, выберет соседние республики Центральной Азии, как это происходит в футзале. “Кайрат”, например, уже расстался с несколькими своими игроками, главная ценность которых еще в прошлом сезоне заключалась в казахстанском паспорте.

Однако многие, видимо, остановятся на отечественной первой лиге. Значит, там тоже поднимется уровень. А это, между прочим, одна из предпосылок для расширения в обозримом будущем премьер-лиги с 12 до, например, 14 или даже 16 команд.

Еще казахстанским топ-командам ослабление по части лимита на легионеров позволит собрать более внушительные составы. А это, соответственно, дает надежду на то, что у наших клубов будет больше шансов не только побеждать в первом или втором отборочном раунде Лиги Европы, но и пробиться в групповую стадию этого турнира.

Ну и сам чемпионат, надеюсь, станет зрелищнее, заманчивее для телевидения и рекламодателей.

Свои возьмутся за ум

Возникает законный вопрос: как будут формироваться составы команд той же премьер-лиги? Согласно регламенту чемпионата в заявке на сезон может быть до 30 игроков. Из них не более восьми мест для легионеров. Не менее 12 мест должно быть отведено казахстанцам. Оставшиеся десять вакансий будут распределяться по усмотрению клубов: они могут взять казахстанцев, а могут все эти десять позиций отдать выходцам из государств Евразийского экономического союза.

Но если раньше казахстанским футболистам были гарантированы как минимум пять мест в основном составе, то теперь вполне может возникнуть такая ситуация, что на поле не окажется ни одного отечественного игрока, ведь тренеры вместе с шестью иностранцами имеют право выпустить на поле пять футболистов из различных стран ЕАЭС, уравненных в правах с казахстанцами.

Отметим, что в прежние годы всегда ощущался дефицит отечественных игроков, соответствующих уровню премьер-лиги. Поэтому регулярно говорилось, что размер их зарплат неоправданно высок и заметно выше, чем у более высококлассных иностранцев. Специалисты считают, что именно из-за финансового благополучия наши игроки не стремятся за рубеж - их и дома все устраивает.

После отмены статуса легионера для выходцев из стран ЕАЭС и необязательности одновременного нахождения на поле пяти казах­станцев наших футболистов ждет жесткая конкуренция за место в составах. А еще клубы теперь в качестве обязательных в заявке 12 воспитанников отечественного футбола могут взять не высоко­оплачиваемых и опытных игроков, а молодых и недорогих. Ведь нет же больше правила об обязательном участии в матчах казахстанцев!

Кроме того, сейчас есть на­дежда на то, что решение по поводу игроков из ЕАЭС сподвигнет казахстанских футболистов больше не вариться в собственном соку, а осваивать зарубежные просторы и завоевывать там место под солн­цем. В качестве примера можно привести хотя бы наших соседей из Киргизии: они сейчас выступают за команды не только Малайзии или Бангладеш, но и Турции, России, Белоруссии, Германии.

Ложка дёгтя

Однако есть и оборотная сторона медали. В казахстанской премьер-лиге 12 команд. Ранее в стартовом составе каждой ­команды было не менее пяти обязательных отечественных игроков. В общей сложности - не менее 60 человек. Теперь такой необходимости нет, поэтому ожидается, что число постоянно играющих казахстанцев заметно сократится. Из кого тогда выбирать тренерам национальной сборной, не говоря уже про молодежку?

Это только на первый взгляд кажется, что приток футболистов из стран ЕАЭС не имеет никакого отношения к национальной сборной Казахстана. Если взять хотя бы последние пару лет, то в ее составе выступал ряд игроков, получивших казахстанское гражданство. Это россияне Евгений ПОСТНИКОВ (“Астана”) и Виктор ДМИТРЕНКО (“Тобол”), украинцы Дмитрий НЕПОГОДОВ и Сергей МАЛЫЙ (оба - “Ордабасы”, Шымкент), серб Ненад ЭРИЧ (“Астана”).

Вполне вероятно, кто-то из евразийцев по своему игровому уровню будет соответствовать сборной Казахстана, а значит, им можно будет предложить сменить гражданство и усилить состав нашей национальной команды. Но как раз это и раздражает казах­станских болельщиков.

В качестве одного из возможных выходов из такой ситуации может быть расширение количества ­команд премьер-лиги до 14 или даже до 16. Однако речи об этом пока нет.

В целом же понятно, что отмена статуса легионера для выходцев из стран ЕАЭС может кардинально изменить ситуацию в казахстанском футболе. А вот в какую сторону - покажет время.

Кирилл НЕПРИЯТЕЛЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть