4341

Перед газоном все равны?

     Белорусская федерация футбола готова не считать легионерами игроков из стран Евразийского экономического союза уже хоть завтра. Но на условиях взаимности. А Евразийская экономическая комиссия еще 10 января проинформировала казахстанское правительство о том, что барьеры для спортсменов из стран ЕАЭС все же придется ликвидировать 
уже в этом году.

Пресс-секретарь ассоциации “Белорусская федерация футбола” Александр АЛЕЙНИК (на снимке) рассказал газете “Время”, что в 2013 году исполком АБФФ уже отменял статус легионеров для игроков из России и Казахстана. Правда, на этом все попытки создать единый рынок для спорт­сменов из союзных стран и завершились.

- К сожалению, тогда встречных шагов не последовало, и с сезона 2014 года вопрос легионерского статуса был пересмотрен. Сезон 2019-го в Белоруссии начнется в начале марта. АБФФ готова рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в регламенты турниров в случае, если схожие решения будут приняты РФС и Федерацией футбола Казахстана, - говорит Алейник.
То есть, в принципе, такое решение может быть на первых порах хотя бы на двусторонних началах. Остальные подтянутся позже. А то, что они рано или поздно подтянутся, на это есть соответствующее решение суда ЕАЭС, о чем наша газета уже рассказывала (см. “Своя игра”, “Время” от 23.1.2019 г.). Тогда же мы говорили, что Футбольная федерация Киргизии также в этом сезоне собирается убрать в своем чемпионате барьеры для игроков из Армении, Белоруссии, Казахстана и России.
После предыдущей публикации некоторые наши читатели начали упрекать нас в том, что мы якобы собираемся “окончательно угробить отечественный футбол, продвигая идею раскрытия ворот для игроков из более футбольных стран”. Якобы из-за отмены статуса для легионеров союзников свои игроки сразу станут невостребованными и вообще будет не из кого формировать национальную сборную.

Здесь без статистики не обойтись. В прошлом чемпионате регламент позволял клубам заявлять по 30 футболистов, из которых 22 должны были быть “воспитанниками казахстанского футбола”, то есть реальными или натурализованными казахстанцами. Таким образом, в 12 клубах высшего дивизиона существует всего 264 вакансии для местных игроков. Однако в абсолютном большинстве клубов легионерские места не пустовали, а вот с местными футболистами была проблема. Ни у одной команды одновременно в заявке не было 30 игроков. По данным официального сайта ПФЛК, самая максимальная заявка была у карагандинского “Шахтера” - 28 футболистов. У остальных в среднем 22-24.
Все просто: в стране даже для невысокого уровня нашего чемпионата не хватает местных игроков. Из-за этого, а вовсе не из-за выдающихся тактических или физических данных до сих пор в КПЛ играли футболисты 1982-84 годов рождения. Например, Кайрат АШИРБЕКОВ, Игорь ЮРЬИН, Сергей СКОРЫХ, Эдуард СЕРГИЕНКО, Антон ЧИЧУЛИН. Честно говоря, в стране банальный дефицит футболистов. И если ветераны, многие из которых что-то действительно когда-то дали отечественному футболу, повесят бутсы на гвоздь, то играть вообще будет некому. Можно, конечно, будет выпустить молодежь. Но тогда общий уровень чемпионата просто рухнет.
В прошлом году мы, по данным УЕФА, потратили на команды КПЛ порядка 110-120 миллионов евро. Причем не менее 90 миллионов - это государственные средства (бюджеты акиматов, вливания “Самрук-Казына”). Далеко не во всех европейских странах есть такие бюджеты у команд. По идее, казахстанцы могут требовать за подобные вливания хорошего зрелища. Или вложений в будущее футбола. Но нет ни того ни другого. Стадионы не строятся, нет манежей... за исключением “Кайрата” ни у одного клуба нет современной детской академии. Просто 70-80 процентов от затраченных на футбол средств уходит на зарплату, конкретно - 85 миллионов евро по итогам чемпионата 2018 года. А это результат не только коррумпированности футбольных функционеров в клубах, но и следствие дефицита местных игроков.
Легионеры одного уровня с нашими готовы играть за значительно меньшие суммы, чем казахстанцы. Просто в мире десятки тысяч, если не сотни свободных игроков из стран Африки, Латинской Америки и даже из Европы. Но для них в клубах всего 8 мест, или 96 на всю Премьер-лигу. Тогда как каждый год нужно в три раза больше казахстанцев, которые не выросли, и вырасти им просто неоткуда, поскольку все футбольные бюджеты не в инфраструктуру вкладываются, а просто улетучиваются в виде зарплат. Из-за этого наши и загибают пальцы, обходясь в среднем дороже легионеров.
Это финансовая сторона вопроса. Но есть еще и психологичес­кая. Самый успешный в истории сборной Казахстана тренер голландец Арно ПАЙПЕРС говорил, что казахстанские клубы лучше всего комплектовать местными ребятами, выросшими в городе, где играет команда. Если таковых не хватает, то легионеров лучше брать из соседних стран, где схожи культурные традиции. И только потом обращать взоры в сторону балканских стран или Африки. Такой подход помогает формировать костяк команды, в которой будет нормальный психологический климат, что позволит с меньшими затратами обыгрывать более именитых и мастеровитых соперников. В 2013 году его “Тараз” дошел до финала Кубка, где местная молодежь заставила попотеть и понервничать тогда еще грозный “Шахтер”. Тем более что по ходу чемпионата таразцы обыгрывали горняков благодаря дублю местного воспитанника Жакыпа КОЖАМБЕРДЫ.

Сейчас же ясно одно: в тепличных условиях без нормальной конкуренции не только наша, но и вообще нигде перспективная молодежь не вырастает в грандов кожаного мяча. В условиях Казахстана даже стремиться куда-то уехать в более сильный чемпионат не надо. А зачем? Их и дома неплохо кормят. Разделите сами 85 миллионов евро на 360 футболистов, и все станет ясно.
Обидно, что при таких затратах мы десятилетиями не можем получить ни развития на будущее, ни зрелищ здесь и сейчас.
Напомним, что по итогам прошедшего еврокубкового сезона “Астана” заработала от УЕФА 5,88 миллиона евро. И зарабатывала-то она их, если честно, с минимальным количеством настоящих казахстанцев, потому что воспитанниками в ее составе числятся как раз игроки, воспитанные там, где знают, как развивать футбол, и поэтому никогда не создают тепличных условий для своей молодежи.
Ну и еще одна деталь: пока наш футбол не станет зрелищем, в него никто не будет вкладываться на добровольной основе. Скорее всего, владелец “Кайрата” так и останется энтузиастом-одиночкой. А зачем другим бизнесменам следовать примеру Кайрата БОРАНБАЕВА? Чтобы недофутболисты 70-80 процентов инвестиций ежегодно тратили на свое жалованье? Как мне кажется, если мы откроем футбольные ворота для игроков из стран ЕАЭС, то футбол в целом станет дешевле, а этого-то как раз и опасаются те, кто кормится на этом поприще.
Между тем выгребать придется по-братски. Даже если этого кому-то не хочется. Как сообщила газете “Время” пресс-служба Евразийской экономической комиссии, оказывается, еще 27 ноября 2018 года Евразийский межправительственный совет принял распоряжение № 19 “О ходе работы по устранению препятствий на внутреннем рынке Евразийского экономического союза в 2017-2018 годах”, в соответствии с которым правительствам государств - членов Евразийского экономического союза поручено в трехмесячный срок принять меры, направленные на устранение барьеров в рамках функционирования внутреннего рынка Евразийского экономического союза в соответствии с актами Евразийской экономической комиссии.
“Комиссия 10 января 2019 года обратилась в правительства государств - членов союза (в том числе и в правительство Республики Казахстан) с просьбой проинформировать о принятии мер, направленных на исполнение распоряжения № 19. До настоящего времени ответы от государств - членов союза по данному вопросу в комиссию не поступили, - говорится в официальном ответе ЕЭК.
Надеемся, что наше правительство пусть с опозданием, но все-таки отреагирует на это решение.

Игорь НЕВОЛИН, фото с сайта Федерации футбола Армении, Алматы

А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Футбол - игра миллиардов

По поводу дороговизны и неэффективности государственных расходов в футболе уже возмутились и депутаты мажилиса, представляющие различные партии. Видимо, и у народных избранников, как говорится, накипело так, что они решили объединиться.

В четверг на имя премьер-министра Бакыт­жана САГИНТАЕВА (на снимке) был отправлен запрос, в котором с цифрами и примерами напрямую спрашивается с правительства: “Доколе?”

Мажилисмены (всего 13 подписантов) недовольны тем, что на футбольные клубы идут из местных бюджетов миллиарды тенге, а особых успехов нет, стадионы не строятся, команды погрязли в долгах даже при избыточном финансировании. А информацию Министерства культуры и спорта по истраченным деньгам депутаты вообще назвали недостоверной.
“По данным комитета по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта, в 2016 году бюджет футбольных клубов составлял 3 550 788 тысяч тенге, в 2017 - 4 613 603 тысячи тенге, в 2018 году - 8 917 137 тысяч тенге, однако, по имеющейся у нас информации, только в футбольной команде “Астана” бюджет одного года составляет более 12 миллиардов тенге. Это говорит о том, что данные комитета не соответствуют действительности”, - говорится в представленном в четверг тексте запроса.
Даже при таких объемах финансирования, как отмечается, “в футбольных клубах имеются задолженности перед игроками в общей сложности 9,9 миллиарда тенге”.
- Особо крупные суммы задолженности отмечены в следующих клубах: по Акмолинской области - 2,9 миллиарда тенге, по Актюбинской области - 1,08 миллиарда, по городу Шымкенту - 4,5 миллиарда, - уточнили парламентарии.
В завершение депутаты потребовали от правительства кардинальных действий по наведению финансового порядка. В частности: установить нормативы расходов для футбольных команд, что вполне, на мой взгляд, логично, а также проверить обоснованность планирования и расходования бюджетов футбольных команд, а кроме того, выявить причины образовавшейся задолженности.
В следующем номере мы попробуем разобраться в том, где депутатов следует поддержать всей футбольной общественностью, а где они заблуждаются. Однако сам факт появления подобного запроса не может не радовать.
Алматы

Поделиться
Класснуть