2733

Ледовое притяжение

На недавнем международном турнире по фигурному катанию памяти Дениса ТЕНА в Алматы произвела сенсацию казахстанская танцевальная пара Максин ВЕЗЕРБИ - Темирлан ЕРЖАНОВ. Она стала бронзовым призером этих соревнований, проводимых под эгидой ISU (Международный союз конькобежцев). Более того, наши фигуристы, набрав необходимые баллы, пробились на два важнейших старта сезона - чемпионат мира и чемпионат четырех континентов, чего в спортивных танцах на льду у Казахстана давно не случалось.

Ледовое притяжение
Бронзовые призеры Мемориала Дениса Тена Максин Везерби и Темирлан Ержанов.

Тренирует пару двукратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира Евгений ПЛАТОВ. Любители фигурного катания, конечно, помнят его по совместным выступлениям с Оксаной ГРИЩУК. После отличного проката Максин и Темирланом своей произвольной программы на Мемориале Дениса Тена знаменитый российский фигурист и тренер дал эксклюзивное интервью газете “Время”.

Евгений ПЛАТОВ.

- Как вы оцениваете выступление ваших подопечных в Алматы?

- Я на сто процентов доволен. Все получилось, как и планировал. Очень хотел, чтобы Тима и Максин завоевали медаль. Неважно какую. Главное, чтобы они почувствовали, что чего-то добились. Стали бы сейчас четвертыми - это уже не то… А тут медаль! И второе - они набрали необходимое количество очков для участия в чемпионате мира в Монреале и чемпионате четырех континентов в Сеуле. Все, лед тронулся…

- Могли ли Ержанов и Везерби выступить еще лучше? Или немецкая и французская танцевальные пары для них пока недосягаемы?

- Это очень сильные и опытные соперники. Они давно катаются вместе. Так что прыгнуть выше головы Тима и Максин не могли. Но третье место железно наше.

- А кто пригласил вас и вашу танцевальную пару на этот турнир?

- Когда я узнал, что в Алматы планируется турнир памяти Дениса Тена, то сразу сказал ребятам: “Мы там обязаны быть”. Но никаких задач тогда не ставили. Думали, будет небольшой турнирчик. Запланировали его для себя, и все. А потом оказалось, что турнир будет под эгидой ISU. Реально международный! Тут уж пропустить его было нельзя. Мы начали готовиться. Сразу скажу: организация соревнований в Алматы была фантастической! Я даже сравнил бы ее с организацией чемпионата мира. Только хотелось бы видеть на трибунах побольше зрителей. Но это, думаю, со временем будет.

- Кто профинансировал вашу поездку в Алматы? Ведь вы и ваши подопечные тренируются и живут в США…

- Казахстан помог Темирлану только с билетом. А остальные расходы взяла на себя семья Максин. Родители Тимы, конечно, тоже помогают, но в основном все счета за перелеты, тренировки, турниры оплатили родители девочки.

- Интересно получается. А вообще, кто должен брать на себя расходы по подготовке лучшей казахстанской пары по фигурному катанию? Может быть, США?

- В разных странах разная финансовая поддержка спортсменов. Но никто и нигде не будет платить за фигуриста, если он пока ничего не добился. До этого у нас не было особых результатов. Сейчас они появились. Есть и потенциал. На­деюсь, в скором времени будет и финансовая поддержка со стороны государства. Нужно потерпеть…

- На чемпионат мира ваши подопечные пробились. А на Олимпийские игры-2022 способны попасть?

- Конечно. За три года они станут еще сильнее. Но тут другой вопрос. У Максин американский паспорт, а у Тимы - казахстанский. На чемпионате мира с разными паспортами выступать парам можно, а на Олимпиаде - нет. Так что уже сейчас будем работать над тем, чтобы Максин получила казахстанское гражданство.

- На что Ержанов и Везерби в данный момент могут претендовать на чемпионате мира?

- Пока не на многое. Девочка стоит на коньках, но еще слабенькая. Темирлан, конечно, посильнее. Но пара в любом случае еще недостаточно сильна. Надо много работать. Тем не менее на чемпионате мира я им уже ставлю задачу не просто выступить, а попасть в двадцатку, чтобы катать произвольный танец.

- На кого из знаменитых спорт­сменов похожи Максин и Темирлан по стилю катания?

- В них есть что-то плавное и лирическое… Иногда мне кажется, что Тима напоминает меня в юности. Знаете, очень сложно сравнивать. Правила так изменились, сейчас все другое. То, что делали мы, и то, что делают они, сильно отличается…

- Сейчас танцы на льду стали сложнее?

- В десять раз. Я часто задаю вопрос: смог бы я делать то, что делают сейчас мои подопечные? Смог бы, конечно. Но это такая затрата физических сил! Они ведь из зала не выходят. До ледовой тренировки отрабатывают поддержки и после. Ведь на лед нужно выходить уже с подготовленными элементами. Иначе можно просто убиться.

- Значит, теперь никто не намекает, что танцы на льду - это не спорт?

- Да, было такое. Но сейчас такой вопрос не стоит. Шесть элементов в короткой программе и десять в произвольной. Один элемент сорвал - и сразу улетаешь на много мест назад. Танцы уже сравнивают по сложности с парным катанием. Максин и Тима делают вращения лучше, чем парники. Так что танцы на льду - это реальный спорт.

- И все-таки мне кажется, что фигурное катание остается если не коррумпированным, то субъективным видом спорта.

- В таких видах спорта, как гимнастика и фигурное катание, всегда будет иметь место человеческий фактор. Это не легкая атлетика, где включил секундомер, и все. Однако новая система оценок сделала фигурное катание более честным видом спорта, чем раньше. Особенно это касается оценок за технику исполнения. А вот со второй оценкой, где начисляются очки за общее впечатление, ничего не изменилось. Сидит какой-то судья и делает что хочет. Иногда просто удивляешься: какой здесь минус, если должен быть плюс? И это обидно. Судья должен быть честным. Но где таких найти?

- Есть мнение, что идеальная пара в танцах на льду - это брат и сестра. Хотя мне кажется, что муж и жена. Ведь в танцах много интимных моментов, прикосновений…

- Знаете, когда я служил в армии, меня старшины и лейтенанты постоянно спрашивали: “Ты, фигурист, скажи нам, что чувствуешь, когда обнимаешь партнершу?” А я им отвечал: “Ребята, я ни о чем таком не думаю, просто выполняю свою работу”. А насчет идеальной пары… Главное, чтобы между парт­нерами была сила магнетического притяжения. Откуда она берется? Сложно сказать. Тут не угадаешь. Вот МОИСЕЕВА и МИНЕНКОВ, УСОВА и ЖУЛИН были женаты, и у них был магнит. А мы с Оксаной Грищук были как кошка с собакой, вне катка вообще не общались, ну совсем друг другу по характеру не подходили, а на льду в танце между нами тоже возникал магнетизм. Вот у Тимы и Максин он тоже есть. Я это сразу заметил. У Темирлана долго не было партнерши. Мы, наверное, десять девочек просмотрели, и ни одна не подходила. А тут в июле прошлого года мой бывший ученик Джон КЕРР, который помогает мне тренировать Тиму, звонит и говорит: есть девочка, давай попробуем. Поставил их в пару и отправил мне видео. И через минуту я сказал: “Все, берем!”

- У Темирлана есть сестра Мадина, тоже фигуристка. Я знаю, что их родители хотели, чтобы дети вместе танцевали. Вы, по-моему, даже немного тренировали их...

- Пробовал. Мне кажется, что у них вместе не получилось бы. Тима любит командовать. А Мадине это не понравилось бы (смеется)… Мне, кстати, было сложно работать с братом и сестрой Джоном и Шинед КЕРР. Все время придумывал им программы, чтобы там не было отношений между мужчиной и женщиной. Потому что лав стори между братом и сестрой - это не совсем прилично.

- А Темирлан и Максин друг с другом не ссорятся, как ссорились вы с Оксаной Грищук?

- Что вы! Максин очень скромная, воспитанная девочка. Она американка китайского происхождения. Ее удочерила семейная пара Везбер. Максин во всем слушается Темирлана. Он лидер в паре. Но они друзья, помогают друг другу. Мне очень приятно с ними работать. Уверен, их ждет большое спортивное будущее.

Александр ТРОФИМОВ, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть