2092

Мощный, как носорог, быстрый, как мангуст

Медведь, крокодил, питон, волк - вот такие интересные “животные стили” борьбы изучают в новом детском борцовском клубе олимпийского чемпиона Шамиля СЕРИКОВА.

Мощный, как носорог, быстрый, как мангуст

Поклонники советского спорта, конечно, помнят легенду классической борьбы 80-х: тогда имя казахстанца Шамиля Серикова было у всех на слуху. Ведь так ярко, как он, никто в мире не боролся. Против сумасшедшего каскада приемов, которые выдавал на ковре этот хрупкий юноша, никто не мог устоять. Одним словом, гений борьбы!

После победы на Московской Олимпиаде Шамиль мечтал основать собственную борцовскую школу. Но в силу разных причин этой мечте в то время не суждено было осуществиться… И вот спустя годы, уже после смерти великого спортсмена, его сыновья и последователи все-таки сделали эту мечту реальностью - открыли в Алматы детский борцовский клуб “Аю” как символ возрождения утраченных в последнее время традиций казахстанской школы борьбы, но с применением собственных новаторских идей.

- Девиз нашего движения “Борьба - перезагрузка!” - говорит основатель оригинального, наверное, единственного в таком роде борцовского клуба в стране известный детский тренер Тимур СЕРИКОВ. - Мы хотим изменить отношение людей к борьбе. Ведь одни родители не пускают своих чад в этот вид спорта, потому что считают его страшным и опасным. А другие, наоборот, отдают детей в спортинтернаты, чтобы те как можно скорее добились спортивного результата. И при этом не понимают, что эта гонка за результатом связана с большим риском для здоровья ребенка. А у нас своя методика…

- И в чем ее оригинальность?

- Я выделил бы три основных направления этой методики: эмоциональность, семейность и постепенность. На мой взгляд, эмоциональное вовлечение детей в спорт имеет решающее значение. Ребенок должен приходить на тренировку с удовольствием. Ему там должно быть интересно. Поэтому мы даем возможность проявить себя всем: и физически одаренным от природы детям, и тем, кто послабее. Кто-то покажет себя на ковре, кто-то - в игре, а кто-то - в легкой атлетике. У нас занимаются даже 8-летние детишки, хотя в спортшколы принимают только с 10 лет. А в будущем мы планируем открыть секции для 5-6-летних. Такая практика уже существует в России, Иране, Турции. А у нас, в Казахстане, к сожалению, тренеры по борьбе не хотят возиться с малышней, тратить на них время.

Тимур Сериков готовит чемпионов.

Второй момент. Борьба должна стать семейным хобби, занятием для всей семьи. Поэтому родители ходят с нами в горы, посещают учебно-тренировочные сборы. Мы привлекаем их к участию во внутриклубных соревнованиях в качестве секундометристов, секретарей. Они видят процесс подготовки своего ребенка и участвуют в нем. И ребенок понимает, что родителям не все равно, чем он занимается.

И наконец, третье. В таком юном возрасте, участвуя в соревнованиях, спортсмен не должен думать о сиюминутном результате. Он обязан выполнять тренерский план, который постоянно корректируется. После каждого старта разбор полетов. Будешь постепенно из года в год выполнять задания тренера - придет и большая победа. А вначале нужно научиться преодолевать страх, волнение, чтобы затем, выступая на международном уровне, ничего не бояться. Большой результат начинается с работы над собой. Для нас в клубе, если честно, на данном этапе важнее, чтобы ребенок рос гармоничным, физически здоровым и психически устойчивым человеком. И тогда он добьется в жизни того, чего захочет.

- Это все, на мой взгляд, околоспортивные аспекты подготовки борцов нового поколения. А чем отличается ваш тренировочный процесс от того, что предлагают в обычных спортшколах?

- Кардинально мы не выдумываем ничего нового, потому что у спортивной борьбы великая история. Взять хотя бы советское время, когда совмещались научная мысль и тренерский опыт. НИИ разрабатывали даже технические действия борцов. Конечно, тренеры все это корректировали. Более того, любой профессиональный спортсмен был настолько индивидуален, что каждый его бросок - это личная разработка. Поэтому нельзя взять известный прием известного спорт­смена и переложить его на всех остальных.

Что мы изменили в подготовке борцов? Очередность преподавания. Поскольку мы не гонимся за результатами, то с новичками занимаемся акробатикой, гимнастикой, спортивными играми и общефизической подготовкой. А потом уже работаем над физикой и техникой, используя дополнительные технические средства, те же борцовские чучела. При этом пытаемся дать юному борцу весь технический арсенал приемов, чтобы со временем он выбрал для себя самые необходимые. Потому что на­учить приемам можно только в детстве. Потом спортсмена уже не изменить. Он так и будет делать один-единственный прием, наращивая лишь физическую мощь. На мой взгляд, это тупик. Ведь в арсенале действительно классного борца должен быть ключ к разным соперникам. Плюс ко всему для подготовки спортсменов более высокого класса я разрабатываю специальную методику тактической подготовки, которую называю “животный стиль”.

- Очень интересно. А можно чуть подробнее?

- Я наделил спортсменов образами животных, чьи действия присущи определенным стилям борьбы. Я заметил, что многие наши спортсмены не могут соревновательный план довести до конца. Чуть поменялась ситуация в схватке - и борец психологически не выдерживает, начинает накидывать все, что умеет. А по моей методике борец в образе какого-то определенного животного навязывает сопернику свою борьбу, затягивает его на свое поле и побеждает.

У меня существует семь стилей: медведь, носорог, питон, волк, крокодил, осьминог и мангуст. Носорог самый пробивной и мощный. Как правило, этому стилю подвержены ребята, очень одаренные физически и закрытые. Они все это делают даже не­осознанно. Задача крокодила - стянуть соперника в партер и там уже прикончить его вращательными движениями. Принцип атаки питона: он хватает, накидывает кольца и душит. Очень серьезная физическая работа. Волк осторожен. Это не победа одним броском. Кружит вокруг соперника, откусывает от него баллы, ранит, догоняет, а потом съедает. Стиль осьминога рассчитан на мощную работу рук. Эта работа более сложная в техническом плане, но зато эффективная. Я заметил, что мало кто сейчас так борется. Только, пожалуй, россияне такие приемы делают. Мангуст очень скоростной, взрывной. Много ложных действий, атак, большинство из которых не приводят к результату. Но одна хорошая атака - и он победитель. И наконец, медведь. Он хозяин леса, в нашем случае - ковра. Идет только вперед, видит преграду и преодолевает ее. Всех рвет на части. Но в то же время он хитер и техничен. Это самый бросковый стиль. Ярким представителем этого стиля был призер Олимпийских игр Нельсон ДАВИДЯН.

Конечно, есть такие талантливые борцы, которые в ходе схватки могут применять несколько стилей. Но их единицы. И если мне такой талант попадется, это будет здорово!

- А ваш знаменитый отец Шамиль Сериков на кого был больше похож?

- Наверное, на медведя. Он не подстраивался под соперника, а сам навязывал ему борьбу и бросал, бросал из любого положения. Даже вообще без захвата…

- Судя по всему, поэтому и борцовский клуб вы назвали “Аю”? Только что-то медведь у вас на эмблеме слишком доб­рый…

- У нас клуб-то детский. Поэтому и медвежонок такой улыбающийся, в борцовском трико с олимпийской символикой. Брутальность в борьбе не нужна. Борцов и так никто не трогает, потому что они физически крепкие. А кто увидит еще и сломанные уши, так вообще связываться с ними не захочет. Хотя борцы ведь разные бывают. Пишут стихи, на музыкальных инструментах играют, в институты международные поступают.

У нас в клубе занимался парень Акназар КАЖИМУРАТ. Так он победитель международных олимпиад по математике, физике и биологии. Автор многих научных работ. Его пригласили учиться в Гарвард как лучшего из лучших! И таких талантливых ребят у нас в клубе много. Каждый ребенок индивидуален. Каждый может стать чемпионом. И необязательно в спорте. Пусть даже в другой области. Я буду только рад за него.

- Сейчас детские спортивные школы закрываются, приватизируются... Родители в шоке, что их чада останутся на улице. В Алматы осталась одна-единственная ДЮСШ по трем олимпийским видам борьбы. Что делать?

- Спортшколы должны быть нацелены на массовость, а не на результат. Я ведь там работал и знаю эту кухню. “Вы должны сделать столько-то мастеров спорта, столько-то международников”. Это в корне неправильно. Надо снять со школ ответственность за результат. А вот контроль снимать нельзя... Проблема в том, что у спорт­школ нет своей базы. И финансирование слабое. Тренеры получают копейки. Увы, но я не вижу тенденции, которая ведет к развитию детского спорта. Когда наша спортивная борьба упадет на самое дно, вот тогда государство и начнет чесаться... Но не нужно этого ждать. Надо развивать альтернативное направление - клубы.

Александр ТРОФИМОВ, фото Адиля САДЫКОВА и с интернет-ресурсов, Алматы

Поделиться
Класснуть