Светлана Кан: Меня лучше не злить!
В минувшие выходные в Алматы прошел фестиваль единоборств и боевых видов искусств. Организовала его хрупкая женщина Светлана КАН (на снимках), обладатель черного пояса по таэквондо. Она предпочла организовать не очередной чемпионат, а настоящий праздник, объединяющий многие боевые дисциплины, потому что уверена: тренер должен быть заточен не на будущих чемпионов, а на воспитание здоровых, сильных духом ребят.
К себе Светлана относится с юмором. Говорит, что детство у нее было колхозное - перед школой в огороде сама себе еду находила, а по пути на занятия успевала раз десять подраться. Но во втором классе она с родителями переехала из свекловодческого совхоза Талдыкорганской области в Алматы. И записалась на дзюдо, потому что тогда можно было не ходить на уроки обычной физкультуры. Правда, старалась так, что уже через полгода на соревнованиях заняла второе место в своей весовой категории. Родители сначала были не против увлечения дочери. Но постепенно фигура ее начала меняться от больших нагрузок, от спаррингов оставалось множество синяков, и родители сказали, что это не женский вид спорта.
- Тогда мне пришлось обманывать маму и папу, - смеется Светлана. - Я сказала, что хожу на аэробику, а сама записалась на таэквондо. Понимала, что если и дальше буду заниматься силовым дзюдо, то фигура окончательно станет мужеподобной. Брат порекомендовал мне настоящего мастера из Кореи, к тому же это исконно традиционное боевое искусство моих предков. Правда, учитель плохо говорил по-русски и очень скептически отнесся ко мне. Сразу определил в платную группу неперспективных.
- Почему?
- Потому что перспективными были высокие длинноногие девушки. Он просто указал мне на них и сказал, что на их фоне я выгляжу как беспородная дворняжка. Я не обиделась, но поставила себе цель обойти этих девочек. Половина из них занималась еще и гимнастикой, так что они обладали невероятной растяжкой.
- Как обошли длинноногих красавиц?
- Они просто перестали выходить со мной на спарринг. Просили меня драться вполсилы. На это я говорила, что работаю по правилу “настоящий удар - насмерть, если нет, то это удар вполсилы”. В итоге учитель стал ставить меня с мальчиками, а мне было без разницы, кто мой противник, какой весовой категории. Когда в 1992 году появилась возможность принять участие в чемпионате мира в Пхеньяне, оказалось, что я самая подходящая кандидатура. Но родители запретили ехать, потому что чемпионат совпадал со вступительными экзаменами в институт.
- Вы послушались?
- Я оставила записку папе и уехала на сборы. Пришлось отцу разговаривать с тренером, и тот как-то убедил его дать мне шанс показать себя на серьезных соревнованиях. Тогда я попала в десятку лучших. А образование действительно получила позже - окончила факультет международного туризма. Этого оказалось мало: мой учитель сказал, что нужны какие-то другие достижения, кроме поясов, что не всю жизнь я буду ногами махать. Он и подсказал, что нужно добиваться открытия кафедры таэквондо в Академии спорта, развивать именно олимпийское таэквондо. Поначалу мне это казалось нереальным, но в итоге все получилось.
- А что вы можете разбивать?
- Деревянные доски до восьми сантиметров могу. Бутылку на спор разбивала рукой, правда, порезалась сильно. Тренер меня очень ругал потом. Он сказал: “Таэквондо в переводе означает путь руки и ноги, ведомых разумом. Активнее используй голову, а эффекты оставь спецназу. Наш спорт интеллигентный”.
- Как в жизни такой сильной женщины появился муж?
- Он сам родом из Южной Кореи, в Алматы открыл свой ресторан. Мы познакомились, когда я начала возмущаться обслуживанием. Кстати, нам до сих пор помогает некоторый барьер в языке. Муж очень непонятно выговаривает ругательства, так что я могу сделать вид, что приняла его возмущение за декламацию стихов, и пропустить все мимо ушей.
- Дома вы белая и пушистая или тоже в кимоно ходите?
- Я его сразу предупредила, что если я в состоянии аффекта, то выяснять отношения со мной не стоит, меня лучше куда-то из дома отправить, чтобы я выпустила пар. С мужем мне повезло и еще в одном вопросе - он профессиональный повар и вечно критиковал мою еду. Тогда я предложила ему готовить самому. Если и были сложности, так это во время знакомства с его родителями. Откуда мне, русифицированной девушке, было знать про все традиции и особенности поведения в корейской семье? Оказывается, во сколько бы ни уходил папа на работу, все члены семьи должны встать у дверей и проводить его, пожелать удачного дня. За столом нельзя первой начинать есть, нельзя затевать разговор, если ты чувствуешь, что папе это не интересно сейчас. Даже чокалась я неправильно! Всегда поднимала бокал повыше, вместо того чтобы прикоснуться к донышку бокала старших... Хотя сейчас, воспитывая детей, я понимаю, что такие жесткие правила очень помогают сформировать уважение к старшим в семье.
- Ваши дети, наверное, тоже имеют массу спортивных достижений?
- У сына хорошие результаты, но он занимался из-под палки. Я сказала: получишь черный пояс и можешь дальше делать что хочешь. Получил и повесил в шкаф. У дочки тоже интересы лежат в далеких от спорта областях. Сейчас, честно говоря, очень трудно найти настоящего тренера, который станет твоим учителем. Чаще всего ставка делается на какие-то будущие спортивные достижения, конкретный результат. Но его даст один ребенок из ста, и тренеры забывают, что основная масса - это как раз оставшиеся 99 детей, которые пришли в спорт за здоровьем, за характером, а не за медалями.
- В единоборства обычно приходят мальчишки, потому что мамы хотят сделать из них мужчин. А чем мы чаще всего портим своих пацанов?
- Сейчас очень редко у детей есть цель, к которой они стремятся. Это катастрофа. Лично для меня спорт - это макет жизни: если ты умеешь выстраивать стратегию боя, достигать нужного результата, то у тебя это получится и в обычной жизни. А играя только с компьютером, ты не найдешь себя и в реальности. Почему часто спортсмены и в общественной жизни, и в бизнесе умеют достигать результатов? Они умеют ставить цель и идти к ней. Именно этого зачастую не хватает нашим мальчикам.
Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы