Ледовое побоище
На высокогорном катке “Медеу” в эти выходные кипели нешуточные страсти. Здесь вновь, спустя двадцать три года, прошел этап чемпионата мира по спидвею (мотогонки на льду). Восемнадцать ледовых гладиаторов из России, Австрии, Германии, Чехии, Швеции и Казахстана боролись за победу.
В первый день турнира заезды изобиловали падениями. Во втором заезде на скорости свыше 100 километров в час столкнулись два спортсмена из Австрии - Франц ЦОРН и Харальд СИМОН. От удара Харальд вылетел аж за ограждение. К счастью, все обошлось, и никто особенно не пострадал.
- Такой подрез называется детским матом, - просветил нас один из болельщиков. - Он знал, что может задеть соперника, но все равно пошел на обгон. И в итоге полетели оба.
На этом повороте в первый день вылетали многие. По мнению гонщиков, причина была в немного перемороженном льде. При перестроении на резком радиусе поворота шипы не помогали, и происходило падение.
В каждом заезде была напряженная борьба. Особенно, когда на лед выходили семейные династии. А их на этом чемпионате было аж три: братья Виталий и Дмитрий ХОМИЦЕВИЧИ (Россия), отец и сын Стефан и Никлас СВЕНССОНЫ (Швеция) и братья Ян и Антонин КЛАТОВСКИ (Чехия).
- Когда выходите в одном заезде, вы соперники или не забываете,что родственники? - поинтересовалась я у гонщиков.
- На трассе мы соперники, - говорит Дмитрий Хомицевич. - Это спорт, и здесь не должно быть слабостей.
А вот Свенссон-старший не забывает, что он отец, но при этом спортивные амбиции тоже перевешивают родственные.
- Я знаю, что мой сын хочет меня победить, но и мне не хочется быть в проигравших, поэтому у нас всегда жесткая заруба, - улыбается он. - В Швеции мы часто соревнуемся вместе. И, думаю, скоро Никлас начнет давать мне фору.
Победителем первого дня стал россиянин Дмитрий КОЛТАКОВ, второе место досталось австрийцу Францу Цорну, и замкнул тройку призеров Дмитрий Хомицевич из России.
Второй день состязаний оказался на грани срыва из-за сильно подтаявшего льда. В итоге было решено немного переделать трассу и перенести начало гонки на три часа. Впрочем, на удивление мягкий лед позволил спортсменам проходить трассу на более высоких скоростях. При этом практически не было падений.
Как ни старались организаторы, но по техническим причинам пришлось отменить полуфиналы и финал. Лед вообще пришел в негодность. Победитель был определен по итогам двадцати заездов. Весь пьедестал заняли российские гонщики. Первым стал Даниил ИВАНОВ, вторым - Дмитрий Колтаков, отставший от победителя всего на один балл, и третьим - Дмитрий Хомицевич.
Казахстанскую команду на чемпионате представлял четырехкратный чемпион по спидвею Владимир ЧЕБЛОКОВ.
- Было здорово вспомнить былые времена, - говорит гонщик. - Я участвовал в командном зачете на чемпионате мира в 1995 и 1996 годах, и тогда мы были бронзовыми призерами. Здорово, что этот вид спорта снова возрождается.
Казахстанская Федерация автомотоспорта заключила контракт на проведение одного из этапов чемпионата мира по спидвею до 2017 года. Так что еще два года у нас будет проходить битва ледовых гладиаторов.
Надежда ПЛЯСКИНА, фото автора и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Из досье
На ледовом мотоцикле невозможно ездить по городу, как на кроссовом мотоцикле или супербайке. Он не оборудован тормозами, а в качестве топлива использует спирт. Для устойчивости на ледяном кольце мотоцикл оборудован шипами до 28 мм. На переднем колесе может быть до 130 шипов, на заднем колесе до 150-170 шипов.
На руке у каждого гонщика во время заездов находится шнур с предохранительной чекой. В случае падения гонщика на трассе чека выдергивается и двигатель останавливается.