1296

Владимир Смирнов: Пекин и Белая Олимпиада - звучит немного странно...

На чемпионате мира в Алматы казахстанцы остались без наград.

На прошедшем в Алматы чемпионате мира по северным дисциплинам среди юниоров казахстанские спортсмены удивили всех, не завоевав ни одной медали. И если на прыгунов с трамплина, а тем более на двоеборцев мы особо и не рассчитывали, то к лыжникам у нас есть большие претензии. Все-таки лыжные гонки в Казахстане всегда были в почете. О проблемах развития зимних видов спорта в стране да и вообще спорта в целом - в эксклюзивном интервью олимпийского чемпиона, четырехкратного чемпиона мира, вице-президента Национальной федерации лыжных гонок РК Владимира СМИРНОВА (на левом снимке).

- ГАРАНИН, САХНОВ, Смирнов, ПОЛТОРАНИН... Эти имена известны всему спортивному миру. Но что происходит у нас с лыжными гонками сейчас? Впервые чемпионат мира среди юниоров проходил в Казахстане - и такое провальное выступление...
- Этот провал не говорит о том, что у нас нет лыжного спорта. И в прошлом году, и в позапрошлом у нас были медалисты в лыжных гонках. Работа велась, и неплохая. Хотя и шла по накатанной лыжне вниз. Особенно заметны проблемы в технических видах спорта: лыжном двоеборье и прыжках с трамплина. Здесь работы непочатый край. Но вопрос в другом. А что мы сами сделали для продолжения чемпионских традиций? Ведь если сравнивать летние и зимние виды спорта, то летние будут на порядок выше. Это касается и результатов, и спортивных объектов, и детских спортшкол, и количества занимающихся теми или иными видами спорта. Хотя, на мой взгляд, те же лыжные гонки, горнолыжный спорт или хоккей тоже могут быть массовыми. Надо только начать работу с детьми в регионах. А мы по-прежнему гоняемся только за теми, кто сегодня-завтра может дать медали на чемпионатах мира или Олимпийских играх. И при этом забываем, что будущие чемпионы находятся здесь, рядом с нами. Уверен, что именно массовость рано или поздно даст нам новых Гараниных и Полтораниных.
- С лыжными гонками все понятно. Нужны снег, лыжи, палки - и вперед... А почему прыжки на лыжах не развиваются? Раньше мне это объясняли тем, что нет трамплина. Теперь он есть, да еще какой! А прыгать мы стали еще хуже.
- Думать, что если мы сегодня построили трамплин, то завтра у нас появятся прыгуны, по крайней мере, наивно. Любому специалисту понятно: чтобы трамплин заработал, нужно открыть детско-юношескую спортивную школу, закупить инвентарь, привлечь тренеров, дать им зарплату, и после этого, может быть, у нас появятся спортсмены. Тут целый комплекс вопросов, которые необходимо решать вместе со строительством объекта. А так трамплин сам по себе не заживет. Он умрет. Будет стоять как монумент.
- Неприятно бросалось в глаза отсутствие болельщиков на соревнованиях в Алматы. А ведь это чемпионат мира!
- Не секрет, что на многие спортивные мероприятия, которые у нас проводятся, по договору автобусом привозят студентов - для заполняемости. Мы уже четвертый год проводим на трамплине различные Гран-при, кубки мира. А результат один - народ на стадион не идет. А чтобы он пришел на стадион, с ним надо поработать, чем-то привлечь. Болельщиков же тоже надо воспитывать, тренировать. Необходимо организовать хороший сервис, транспорт, информационный портал. В Европе все это давно и успешно работает: полный спектр услуг, включая буфеты, кафе, пиво... К сожалению, оргкомитет нашего чемпионата мира не уделил этому должного внимания. Тут вообще необходима целая программа. Надо всем вместе ее решать. К сожалению, мы пока живем разной жизнью: акимат - своей, ассоциация - своей, Министерство культуры и спорта - тоже своей. Но на ошибках учатся. И я уверен, что на следующих международных соревнованиях у нас все получится.
- Мы в последнее время проводим очень много международных соревнований. Планируется еще больше. А не лучше ли на эти миллиарды купить детям лыжи, коньки, мячи, открыть спортшколы, дать зарплату детским тренерам - ведь они у нас нищие.
- Во всем нужен баланс. Тогда и будет результат. Если мы все деньги потратим на подготовку спортсменов и их спортинвентарь, но не будем проводить соревнования, то у ребят не будет стимула тренироваться. Тут ни в коем случае нельзя перегибать палку. За организацию мероприятий мы должны браться. Иначе не будем признаны ни у себя дома, ни в мире. Мы все прекрасно видим, сколько сейчас проводит соревнований Германия, Норвегия, Австрия или Россия. Это имидж государства!
- Но они при этом побеждают своих соперников, а мы - нет.
- Я очень долго жил и работал в Скандинавии и прекрасно знаю инфраструктуру этих стран. И должен подчеркнуть - там дети рождаются с лыжами. А ходить на лыжах начинают с полутора-двух лет. Поэтому культура лыжных видов спорта у них очень высока. И эту культуру они не только прививают на социальном уровне, они из нее целую туристическую индустрию сделали. К примеру, в Норвегии везде можно покататься на лыжах. В любых городах всегда есть свободная и очень хорошо подготовленная лыжня - абсолютно для всех. Нам эту инфраструктуру еще развивать и развивать. И не только в больших городах. Потому что Алматы и Астана - это далеко не весь Казахстан. Кроме этого нам не следует заставлять людей заниматься спортом, нужно научить их любить спорт. Заниматься спортом от души. Вот тогда у нас появится свое очень сильное поколение спортсменов.
- Ходят слухи, что в сборной Казахстана по лыжным гонкам не совсем здоровая обстановка. Алексей Полторанин работает отдельно со своей командой, вся остальная сборная - со своей...
- У нас действительно не совсем здоровая обстановка в национальной команде. Но проблема не в том, что Полторанин готовится отдельно. Ни в коем случае. Я сам в свое время тренировался самостоятельно. В этом ничего страшного нет. Даже, наоборот, есть определенные преимущества. Но дело в том, что Полторанин - не вся национальная команда, а лишь ее часть. Он подобрал себе тренеров, обслуживающий персонал. Но при этом ущемил права национальной команды. Примерно 80 процентов всех средств, выделяемых на сборную, уходит к Полторанину. При создании его команды мы рассчитывали, что сервисная группа будет работать на всю сборную. Но она обслуживает одного Алексея. Национальная команда при этом не получает должного внимания со стороны руководства и не дает результатов. Потому что руководство смотрит на лучших. А лучший - это Полторанин, который взял на себя всю нагрузку. Эта несбалансированность вносит стресс в команду. Я считаю, если Полторанин хочет тренироваться отдельно, то пусть тренируется. И обеспечить его надо всем необходимым. Но при этом сборная должна получать, как минимум, не меньше Алексея. Тогда у него появятся достойные партнеры.
- Не могу вас не спросить про Олимпиаду. В борьбе за проведение зимних Игр 2022 года остались только два соперника - Алматы и Пекин. Чьи шансы предпочтительнее?
- Мне сложно сказать, у кого больше шансов. Как любой казах­станец, я буду болеть и желать успеха Алматы. Но нужно понимать, что Пекин также имеет шансы. У столицы Китая перед нами преимущество только одно. Они проводили летние Олимпийские игры. Значит, у них больше опыта, чем у нас. А что касается возможностей провести именно зимние Игры, то здесь огромное преимущество у Алматы. Потому что у нас есть горы, зима, снег и 60 процентов готовых спортивных объектов. Для нас вполне естественно будет провести зимние Игры. А у Пекина может получиться только искусственная Белая Олимпиада. Пекин и зимние Олимпийские игры - это звучит немного странно. Другое дело, что китайцы могут использовать близлежащие районы, где бывает зима. Но у нас-то все рядом. Естественность и компактность - это самое большое наше преимущество. Но для реализации этого проекта нам необходимо, чтобы политическое и общественное мнение совпадало с нашим желанием провести Олимпийские игры. И насколько я знаю, такое желание есть.

Александр ТРОФИМОВ,фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее