Платформа без содержания
Громкий скандал случился там, где его никто не ждал - в сфере бесплатных спортивных и творческих кружков. Этот проект был запущен в прошлом году с подачи детского омбудсмена Аружан САИН. Поначалу система худо-бедно заработала. Каждый родитель получил возможность записать своего ребенка в одну из секций, посещение которой оплачивало государство. Это привело к появлению массы новых учреждений, оказывающих подобные услуги. Но в начале этого года проект забуксовал.
Как заявил на днях министр культуры и спорта Даурен АБАЕВ, в результате проверки установлено, что программу оккупировали мошенники, получавшие прибыль за счет несуществующих юных спортсменов, завышения числа посещаемости кружков, зачисления детей в секции, куда они даже ни разу не приходили... Теперь интерес к этой отрасли проявила прокуратура, и высока вероятность того, что самые изобретательные “бизнесмены” окажутся на скамье подсудимых. А пока правоохранительные органы ищут выгодополучателей, мы попытались разобраться, кто же виноват в провале столь актуального для страны начинания.
Идея сделать детский спорт по-настоящему массовым витала в воздухе много лет. Вроде бы и так в каждом населенном пункте функционируют школы для юных спортсменов, но принять они могут ограниченное количество детей. А государство выделяет огромные средства - сотни миллиардов тенге - на популяризацию здорового образа жизни. Правда, в основном эти космические суммы уходят на профессионалов из игровых видов спорта.
По задумке, маленькие казахстанцы должны прийти в восторг от дядек и тетек, играющих в футбол, хоккей или волейбол, и под этими впечатлениями сознательно выбрать мир спорта, навсегда отказавшись от пагубных привычек. Правда, в течение первых 30 лет независимости эта схема показала себя не очень эффективной, а деньги уже были потрачены.
И вот с подачи Аружан Саин продумали совершенно новый подход к развитию детского спорта и творчества. Она обратилась к главе государства, и президент поддержал инициативу о перенаправлении денег, выделяемых регионами, с профессионального спорта на массовый.
Проект с красивым названием “Артспорт” предусматривает довольно простой механизм: ребенка можно отдать в любую секцию, прошедшую сквозь сито отбора, после чего госорганы оплатят его посещение. Вся работа автоматизирована, оцифрована: вбивай ИИН малыша - и можно тренироваться или рисовать, кому как угодно.
На каком этапе произошел сбой? Он случился сразу, с момента старта проекта. Уполномоченные органы в лице Министерства спорта и культуры и Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) почему-то не сумели запустить специальный портал к маю прошлого года, когда “Артспорт” официально начал работу. И большая загадка, почему так произошло.
В Министерстве культуры и спорта отставание от графиков уже стало традицией. Стоит только вспомнить ситуацию с центром учета ставок, который должны были запустить еще в начале прошлого года, но не сделали этого до сих пор (см. “Просто повезло”). А с МЦРИАП вообще ничего не понятно. Вроде бы ведомство, которое возглавляет модный менеджер Багдат МУСИН, отвечает в стране за цифровизацию, у него куча дочерних компаний с нереально крутыми айтишниками, ежегодно осваивающими десятки миллиардов тенге. Так почему же министерство так халатно отнеслось к поручению главы государства?
В итоге спасать положение пришлось айти-бизнесмену Сергею АЛАБУГИНУ, который за свой счет, то есть совершенно бесплатно, разработал платформу, пусть и работающую со скрипом. Но зато она понятная: на сайте может зарегистрироваться поставщик, а родитель может легко определить ребенка в секцию, найдя ее на карте. Одним словом, система начала приносить плоды, но к весне 2022 года стало ясно, что она вот-вот рухнет.
И есть несколько версий, почему так случилось. По мнению Аружан Саин, во всем виноваты чиновники - они не хотят выделять нужные суммы денег, чтобы удовлетворить запросы детей. А еще начались разборки между поставщиками, и конкуренция в нескольких регионах эволюционировала в объединения сильных против слабых, а также перенаправление финансовых потоков в нужные руки. Но есть еще и позиция Министерства культуры и спорта, обозначенная Дауреном Абаевым: выявлены многочисленные нарушения, приписки, мертвые души, переплата, оформление одних и тех же тренеров в нескольких кружках, дублирование посещений, когда ребенок ходит и в спортивную школу, и в секцию. Бардак, одним словом. А в результате часть денег просто пропала.
Почему такое стало возможным? А все дело в той самой бесплатной платформе. Как оказалось, частный подрядчик не интегрировал ее с государственными базами данных, что и привело к неразберихе. Родительские чаты заполнены гневными комментариями и захватывающими историями про ошибки системы: у кого-то ребенок нигде не занимается, но при этом числится аж в двух секциях, другим система не позволяет пройти регистрацию, третьи не могут найти свободную секцию, четвертые не знают, как воспользоваться ваучерами. Но самое главное - в работе платформы оказалось слишком много уязвимых мест.
По идее, именно портал должен блокировать дублирование документов у тренеров или зачисление детей в секции без дополнительного подтверждения, откуда и появляются мертвые души. А приписки ради получения дополнительного, но незаконного финансирования - это уже, извините, уголовное преступление.
Кстати, и сама платформа Сергея Алабугина оказалась не такой уж и бесплатной. В 2021 году бизнесмен заключил договор с Фондом поддержки индустрии туризма и спорта на 54 с лишним миллиона тенге. Перевод денег почему-то назван благотворительной помощью, но в контракте расшифровано, что вся сумма предназначена для сопровождения и администрирования сайта, также приложены зарплатная и расходная ведомости.
А в 2022 году предприниматель подписал несколько контрактов с акиматами областей и теперь берет по три миллиона тенге в год за доступ чиновников к работе платформы. Всего нашлось 13 таких соглашений. Правда, непонятно, почему некоторые регионы дублируются. Нормальный такой бизнес - в стране сейчас 17 регионов, скоро будет 20. То есть потенциально господин Алабугин будет зарабатывать на детском здоровье 60 миллионов в год, если не поднимет цену. При этом высока вероятность того, что контракт с фирмой бизнесмена будут заключать по два управления от каждого региона - культуры и спорта, то есть каждая область будет платить не 3, а 6 миллионов тенге за доступ к платформе, следовательно, прибыль удвоится!
Впрочем, проблема даже не в доходах отдельно взятого бизнесмена или в качестве его продукта. Ну нашел человек свою нишу, стал своего рода монополистом, ничего в этом страшного нет. Проблема связана с работой госорганов. Почему ни экс-министр культуры и спорта Актоты РАИМКУЛОВА, ни действующий глава МЦРИАП Багдат Мусин не смогли самостоятельно в срок и без замечаний разработать нормально функционирующую платформу?
И средства на это выделяют, и всякие АО “НИТ” и НИХ “Зерде” у нас есть с огромными штатами и миллиардными бюджетами. В крайнем случае просто объявили бы тендер на разработку и выбрали поставщика - у нас же куча всяких продвинутых компаний зарегистрированы в международном технопарке IT-стартапов. Или они там числятся только для того, чтобы не платить НДС, КПН и других налогов? В общем, Министерство цифровизации у нас есть, а вот с цифровизацией не все так благополучно. И неудивительно, что в итоге очень нужная и актуальная инициатива превратилась в механизм по осваиванию государственных денег. Только и всего.
Михаил КОЗАЧКОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы