772

Заседание продолжается, господа присяжные!

В Петропавловске отменили очередной оправдательный приговор, вынесенный присяжными. Разъясняя это решение, один из судей апелляционной коллегии посетовал, какое сложное дело они “взвалили на плечи присяжных заседателей”.

Заседание продолжается, господа присяжные!

Дело и впрямь непростое. На скамье подсудимых скандально известный руководитель предприятия по добыче и обогащению титано-циркониевой руды Виктор ДОЛГАЛЕВ, его сын Данил ДОЛГАЛЕВ, а также адвокат Тимур САДВАКАСОВ и его друг Санат КУРМАНБАЕВ. А в обвинительном акте целый перечень уголовных статей.

Долгалевых обвиняли в самовольной добыче полезных ископаемых, осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии с извлечением дохода в особо крупном размере. Это эхо многолетней дележки месторождения, которое находится близ села Обуховка в Северо-Казахстанской области. И вместе с этим Долгалева-старшего обвиняли в даче взятки должностным лицам в особо крупном размере. Адвокат и его друг попали под суд за подстрекательство.

Однако североказахстанские присяжные признали всех четверых невиновными. Долгалева отпустили из-под стражи прямо в зале суда. Но, как оказалось, ненадолго.

Апелляционная коллегия жалобу прокуратуры рассмотрела очень быстро: через месяц профессиональные судьи приговор присяжных отменили и вернули Долгалева за решетку. И это был уже четвертый оправдательный вердикт за неполный год, с законностью которого не согласились судьи областной коллегии.

Однако если прежде приговоры отменялись по причине того, что среди отобранных присяжных нечаянно затесался кто-то неправильный, то на сей раз случилось, как заявил судья Нурлан НУРАЛИН, чрезвычайное происшествие.

Дело в том, что за месяц до приговора присяжные в полном составе обратились к суду с заявлением о том, что на них оказывают давление: на рабочем месте и даже через детей. Судья специализированного уголовного суда Дастан ИСМАИЛОВ принял решение обеспечить меры безопаснос­ти в отношении каждого из присяжных. А вот его коллеги из областного суда посчитали это ошибочным.

- Это было по сути половинчатое решение! - объяснял потом судья областного суда Нуралин. - Когда принимаются меры безопасности? Когда существует угроза. А здесь присяжные заявили о свершившемся факте давления на них! Надо было жестко, принципиально отреагировать. Но суд даже не выяснял, с какой стороны, кем, при каких обстоятельствах и каким образом оказывалось давление. А сейчас уже и поздно выяснять! Надо было на корню это решать, молниеносно. А у нас состав присяжных как дал крен, так по этому крену и пошел.

Действительно, осталось невыясненным: прогнулись присяжные под давлением, вынося оправдательный вердикт, или нет? Теперь дело станут рассматривать сначала, уже с новым составом присяжных. В том, что Долгалев и компания снова будут ходатайствовать об участии присяжных, нет никаких сомнений. А вот профессиональные судьи все-таки немного сомневаются в способности далеких от юрис­пруденции граждан адекватно оценить, что к чему…

- Это дело, вы сами знаете, сопровождалось большим количеством других: уголовных, гражданских, административных. В том числе и скандальных, - посетовал Нуралин. - Здесь и уголовно-экологическое законодательство, и экономическое преступление, и коррупционное. И вот этот пучок дел, где и юристу-то не всегда просто разобраться, мы взвалили на плечи присяжных заседателей!

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть