1850

Присяжные ошиблись?

В Петропавловске присяжные оправдали двух несовершеннолетних, которых обвиняли в жестоком убийстве хозяина сельского магазина, который они пришли грабить. Но спустя два месяца приговор был отменен.

Присяжные ошиблись?

Александр и Галина МАЙЛИНЫ всю жизнь прожили в Медвежке, небольшом селе на севере Казахстана. Вырастили сына и дочку, дождались внуков. Дети уехали недалеко, в Петропавловск, и постоянно бывали дома у родителей, чтобы помочь с привычными деревенскими хлопотами. Каждый раз глава семьи на радостях мариновал мясо, сам жарил шашлык, устраивали застолье. Жили благополучно: дом с банькой, огород и небольшой деревенский магазинчик, который они держали больше 20 лет.

Здесь Александра Майлина и убили. Это произошло в буранный день 21 декабря 2023 года. Орудием убийства признаны два колуна. Экспертиза установила, что били по голове. Ударов было много - и острием, и тыльной стороной. Судя по характеру травм, вероятно, еще живого человека напавшие потом еще и пинали ногами. Из магазина пропали 150 тысяч тенге.

Подозреваемых установили не сразу. Лишь к марту у следствия было достаточно доказательств, чтобы получить санк­цию на арест двух подростков. Один из них жил в той же Медвежке по соседству с Майлиными. Другой - из райцентра.

Главная экспертиза по делу была одорологической: исследовали запаховые следы на орудии убийства. Нашелся свидетель, который видел, как парни направлялись к дому Майлиных. А еще в списке доказательств - негласные следственные действия, то есть прослушка.

Пока полицейские расследовали убийство Александра Майлина и искали предполагаемых преступников, один из будущих подозреваемых успел совершить две кражи: у собственной бабушки, а потом и у друга он похитил в общей сложности 2 миллиона тенге. За это подростка потом приговорят к двум годам лишения свободы. Та же самая коллегия присяжных признает его виновным в совершении кражи. А вот по обвинению в особо тяжком преступлении, за совершение которого подсудимым грозил длительный срок, прозвучит шокирующий для многих, а особенно для семьи убитого, вердикт: оправдать.

И едва в зале суда были произнесены эти слова, одна из присяжных заседателей отправила в сторону оправданных… воздушный поцелуй!

Один отправился отбывать свои два года за кражу, второй, освобожденный из-под стражи в зале суда, вернулся с подпиской о невыезде в родной райцентр и зажил обычной жизнью.

- Какие у меня эмоции, вы спрашиваете... - Галина Майлина надолго замолкает, а потом не в силах сдержаться, отвечает сквозь слезы: - Очень плохо было. Я не предполагала даже, что такое может быть. Вот они под стражей, вот все доказательства. Пока шел суд, мы все эти страшные события заново пережили. И такой итог. Я после оглашения приговора подошла к одной из присяжных и в серд­цах сказала: “Я желаю вам, чтобы все это вы пережили сами! Чтобы близкого убили, а потом убийц на ваших глазах отпустили…” А она со мной тогда поспорила: мол, человека-то уже не вернешь, а молодых мальчиков нельзя в тюрьму надолго, у них вся жизнь впереди.

По казахстанскому законодательству приговор, который вынес суд с участием присяжных заседателей, никак не мотивируется. В его тексте лишь описательная часть, по сути, то, в чем обвиняется подсудимый, и решение присяжных: виновен или нет. Обжаловать их вердикт можно лишь в исключительных случаях, связанных с нарушениями в проведении самого судебного разбирательства или формировании коллегии присяжных.

И в деле Майлина такие нарушения были. Уже после оглашения приговора выяснилось, что одна из присяжных заседателей состоит в гражданском браке с человеком, который осужден за тяжкое преступление. Есть информация о том, что это бывший полицейский, который уличен в коррупции. А после, когда дело поступило на рассмотрение в апелляционный суд, коллегия обнаружила, что в судебном процессе были допущены и другие серьезные нарушения.

Выступая на процессе, сторона защиты заявила о том, что к несовершеннолетним подозреваемым на стадии следствия были применены так называемые недозволенные методы, то есть оказывалось физическое или психологическое воздействие. Таким образом подсудимые пытались объяснить, почему в суде отказались от своих прежних признательных показаний. Была проведена проверка, заявления эти не подтвердились. Но то, что они были рассмотрены в присутствии присяжных, послужило одним из оснований для отмены приговора.

В соответствующем нормативном постановлении Верховного суда сказано, что суд должен был присяжных удалить, рассмотреть доводы подсудимых о применении недозволенных методов, принять решение, а затем ознакомить присяжных только лишь с выводами.

- Здесь суд допустил ошибку, и это привело к тому, что у присяжных возник­ло предубеждение, - прокомментировал судья апелляционной коллегии Нурлан НУРАЛИН. - Отсюда и этот воздушный поцелуй после оглашения приговора. Суд присяжных у нас только формируется, и соответствующее правовое сознание тоже. Ну представьте, если бы судья после оглашения приговора послал воздушный поцелуй оправданному! В суде все должно быть объективно и беспристрастно. Такие же требования предъявляются и к присяжным. Они дают клятву, в которой нет ни одного лишнего слова, и должны понимать, что государство на них возложило огромную ответственность судить людей. И не должно быть такого: я теперь присяжный, захочу - могу и оправдать, потому что несовершеннолетний, потому что жалко. Нет! Каждый присяжный должен понимать, что не имеет права ни огульно оправдать, ни огульно обвинить. Здесь эта правовая культура, к сожалению, дала слабину… Надо нашему обществу учиться быть присяжными.

Между тем с начала 2023 года в Казахстане расширили список дел, которые могут быть рассмотрены судом с участием присяжных, включив в него все дела об особо тяжких преступлениях, где предусмотрено наказание более 12 лет лишения свободы. Ходатайствует об участии присяжных только сам подсудимый. И за один только 2023 год таким правом воспользовались в 147 случаях. Для сравнения: в 2007-м, когда суд присяжных только ввели в Казахстане, было проведено лишь 36 таких процессов.

В 2024 году вновь расширили подсудность, и теперь с участием присяжных могут быть рассмот­рены дела о тяжких преступлениях или преступлениях средней тяжести. Например, дела о пытках, о распространении запрещенных веществ, о дорожно-транс­портных происшествиях, в которых погибли два человека и более.

В Верховном суде заявляют, что, по их прогнозам, эти меры приведут к тому, что около 70 процентов дел в специализированных уголовных судах будут рассматривать с участием присяжных заседателей. До всех этих изменений таких дел было чуть больше 3 процентов.

А дело об убийстве Александра Майлина будут рассматривать заново. Однако апелляционная коллегия вернула его вовсе не на стадию досудебного расследования, а в суд первой инстанции, на предварительное слушание. Это значит, что так неожиданно оправданные парни снова займут свое место в зале суда. И снова смогут ходатайствовать об участии в процессе присяжных заседателей.

Ульяна АШИМОВА, фото автора, Петропавловск

Поделиться
Класснуть