4152

Заказ на почве личной неприязни?

Версия о дискредитации главы государства свернулась до сведения собственных счётов

Заказ на почве личной неприязни?
Подожженная машина журналистки Динары ЕГЕУБАЕВОЙ.

МВД в минувшую субботу обнародовало новые подробности расследования нападений на казахстанских журналистов и порчи их имущества. И даже - что случается крайне редко - назвало фамилию главного, по версии следствия, инициатора-организатора этих преступлений: это граж­данин Казахстана Аркадий КЛЕБАНОВ-МАНЕВИЧ. Он арестован.

Аркадий КЛЕБАНОВ-МАНЕВИЧ (слева) и О. ТОКАРЕВ.

В ходе допроса Клебанов-Маневич сообщил, что, как отмечается в пресс-релизе МВД (выделено нами), “организовал все нападения самостоятельно, потому что имел личные мотивы и давние претензии к ряду известных представителей казахстанских СМИ”. Почему именно эти журналисты - в частности, Вадим БОРЕЙКО, Гульжан ЕРГАЛИЕВА, Гульнар БАЖКЕНОВА, Динара ЕГЕУБАЕВА, Самал ИБРАЕВА - стали целью Клебанова, следствие пока не разглашает.

Динара ЕГЕУБАЕВА.

По словам начальника департамента идеологической и имиджевой работы МВД Альбины МАХАМБЕТОВОЙ, для реализации своих противоправных планов Клебанов-Маневич нанял группу хакеров и исполнителей. А платил им от прибыли, полученной от продажи криптовалюты.

- Ему вменяется совершение преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса “угроза”, “нарушение неприкосновенности частной жизни”, “воспрепятствование журналистской деятельности”, “умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества” и “хулиганство”, - сообщила полковник Махамбетова. - Цели и варианты провокаций подозреваемый выбирал самостоятельно (выделено нами. - Авт.). Следствие продолжается, о его результатах будет сообщено дополнительно.

Напомним: в конце февраля был арестован еще один организатор, он же координатор преступлений против журналистов некто О. ТОКАРЕВ, иностранец. Любопытно, что его гражданство следственные органы по-прежнему почему-то скрывают. Кроме Токарева, который, по информации правоохранителей, сегодня активно сотрудничает со следствием, установлены его подельники и тоже иностранцы К. ЛИТВИНОВ, С. ШАПОВАЛОВ, Б. ДЕМЧЕНКО и Я. МАЛЫШОК, они объявлены в международный розыск, о чем пресс-служба МВД сообщила на прошлой неделе. И вот теперь в этом деле появился Клебанов-Маневич.

По оперативным данным, Аркадий - сын бизнесмена Сергея МАНЕВИЧА, который в 1990-х считался особо приближенным к небезызвестному Рахату АЛИЕВУ, чья организованная преступная группировка промышляла рейдерскими нападениями, похищениями и убийствами. Сергей Маневич в ОПГ отвечал за устрашающие акции против не­угодных первому президенту страны и его семье лиц. Среди ее жертв - журналисты, банкиры, политики.

Когда Алиев сбежал из Казахстана, в доме и офисе Маневича нашли целую техническую базу по прослушке. Бросив семью, он тоже скрылся, уверяли в 2007 году оперативники. Вскоре тема “Рахатгейта” забылась.

И вот теперь, 16 лет спустя, стало известно, что сын Сергея Аркадий является хакером и до недавнего времени проживал в Дубае, где занимался торговлей на криптовалютной бирже. Оттуда же, по данным следствия, до недавнего времени заказывал и координировал атаки на казах­станских журналистов.

К слову, есть еще один штрих к биографии Аркадия: он приходится родственником известного в нашей стране бизнесмена Александра КЛЕБАНОВА, которому принадлежит энергосистема едва не замерзшего полностью минувшей зимой Экибастуза.

Но вернемся к главной теме этого материала. Стоит отметить: на раскрытие не самых тяжких преступлений против журналистов брошены лучшие силы центрального аппарата МВД и рес­публиканского КНБ.

Хочется верить, что правоохранители когда-нибудь расскажут, какую личную неприязнь к отдельным представителям СМИ испытывал Маневич-младший, что решился их заказать.

А мы пока повторим прежде поставленные вопросы и зададимся новыми.

Входят ли в организованную преступную группу иностранных хакеров во главе с Клебановым-Маневичем задержанные ранее, в середине февраля, 18 человек, а также подростки-хулиганы? Возбуждены ли новые дела, раз количество правонарушений превысило три десятка, а прежние факты, как утверждало МВД, раскрыты в рамках 20 уголовных дел? Полицейское ведомство пока не ответило на эти вопросы.

А есть ли в этой ОПГ (или группировках), прессовавшей журналистов, кто-то еще? В особенности интересует вопрос о заказчике: есть ли он? В предыдущем материале (см. “Чужие или все же свои?”, “Время” от 4.3.2023 г.) наша газета уже ставила этот вопрос. Теперь он становится еще более актуальным и интригующим в контексте того, что Маневич-младший, оказывается, “имел личные мотивы” преследовать журналистов, при этом “цели и варианты провокаций подозреваемый выбирал самостоятельно”! А как же тогда понимать утверждения того же МВД, которое ранее сообщило как установленный факт: “Целью нападений преступной группы являлась имитация преследования представителей массмедиа для дискредитации президента и проводимых им демократических реформ”? Так имитация преследования для дискредитации главы государства или сведение личных счетов?

Складывается впечатление, что следственные органы мечутся в подборе, скажем так, наиболее оптимальной версии. Не поэтому ли вместо слова “заказчик”, которого МВД обещало в своих первых заявлениях установить, теперь в его релизах фигурируют “организатор”, “инициатор”? Но станет ли эта версия удобной и приемлемой для всех, поверят ли в нее в обществе и в самом журналистском сообществе?

По мнению главного редактора проекта Elmedia Гульжан Ергалиевой, Аркадий Клебанов “не является заказчиком - он (лишь. - Авт.) важное звено в этой цепи”.

- При этом реальные заказчики, возможно, таким образом на Клебанове замкнули цепь, и нападки на журналистов прекратятся. По крайней мере, правоохранители на встрече выразили уверенность в этом, - сказала Ергалиева агентству КазТАГ в субботу.

Она считает, что расследование на уголовном преследовании Клебанова и других лиц, которые фигурируют в официальной версии властей, не должно прекращаться.

- Так как заказчики завтра могут выбрать новый вариант давления на власть - в конечном счете на кону национальная безопасность, - отметила журналист.

По ее мнению, “эти атаки на журналистов были неким предметом торга” между, образно говоря, Новым и Старым Казахстаном, и “речь на самом деле идет не просто о нападках на журналистов”.

- Это такая многоуровневая, многоходовая комбинация, где на кону деньги. Все эти меры по возврату незаконно выведенных капиталов могли не понравиться Старому Казахстану... То есть не все так просто, как представляют сейчас, - заключила Ергалиева.

И мы с этим мнением, исходя из имеющейся официальной информации МВД, полностью согласны.

Тохнияз КУЧУКОВ, Надиль РАХМЕТОВ, фото с сайтов ulysmedia.кz, liter.kz и exclusive.kz, Алматы

Поделиться
Класснуть