1858

Преступление и истязание

Трое сотрудников органов нацбезопасности арестованы по обвинению в пытках подследственных. Дело, в расследовании которого они так усердствовали, прогремело на всю страну, несмотря на засекреченность.

Преступление и истязание

В марте 2021 года Комитет национальной безопасности отрапортовал о пресечении деятельности организованной преступной группы, причастной к совершению тяжких и особо тяжких преступлений. Задержания прошли в Астане, Алматы, Павлодаре и Семее. Участникам группировки инкриминировалось похищение человека, вымогательство, покушение на убийство, хищение золотосодержащего сырья на одном из предприятий Восточно-Казахстанской области и его контрабанда, а также создание и руководство транс­национальной преступной группой.

На днях специализированным межрайонным следственным судом Астаны санкционирована мера пресечения в виде содержания под стражей в отношении начальника 5-го управления КНБ подполковника национальной безопасности Еркина АМАНОВА, старшего оперуполномоченного майора ДКНБ Хамида АБДУГАЛИ и офицера группы органов пограничного управления капитана Кайрата САРТАЕВА. Их обвиняют по части 2 статьи 146 (“пытки, совершенные неоднократно”) УК.

Эти аресты непосредственно связаны с “золотым” делом.

- В Семее были задержаны 32 человека. Всех их привезли в Астану, в так называемый спецпродол, куда помещают всех неугодных, - рассказывает сестра одного из задержанных в марте 2021 года Куралай УМИРБАЕВА. - Это блок, который находится в следственном изоляторе МВД, но хозяйничают там сотрудники Комитета нацбезопасности. Там наших родных пытали почти год.

По ее словам, беспомощным людям засовывали кипятильник в рот, макали головой в унитаз, били резиновыми дубинками и деревянной палкой, обливали водой и выводили на холод, в конце концов, просто нещадно избивали. Всего по делу о пытках в спецпродоле проходят 46 потерпевших.

Когда их близкие подняли шум, подозреваемых по “золотому” делу этапировали в Степногорск. Первое заседание суда назначено на 1 февраля.

- Все дело состоит из одних только голых показаний, - говорит Куралай. - В нем 65 подозреваемых, и тех из них, кто был взят под стражу, пытками заставляли оговаривать друг друга. Им вменяют кражу золотосодержащего сырья. Но предприятие, в котором якобы все это происходило (АО “ФИК “Алел”, принадлежит золотодобывающей компании, имеющей филиалы также в Африке и России. - В. Ш.), иска в суд до сих пор не подало. Более того, ни по одному из 49 эпизодов краж не было заявлений в полицию. То есть это дело было инициировано не потерпевшей стороной, а непосредственно Комитетом нацбезопас­ности. А теперь оно засекречено.

- Ущерб выставлен в размере пяти миллиардов тенге, но это тоже никак не обосновано, - продолжает Куралай. - Моего брата задержали по обвинению в вымогательстве, а потом навесили все остальное: и участие в ОПГ, и кражи по всем 49 эпизодам… Говорят, суд может продолжаться год, потому что фигурантов слишком много. Мы считаем, что это дело полностью сфабриковано.

Прекращение пыток и арест чинов, замешанных в них, стали возможными только после того, как родственники фигурантов “золотого” дела подняли шум и обратились к руководству страны и в ряд ведомств. Они надеются, что на суде вина каждого, если она есть, будет определена справедливо.

Владислав ШПАКОВ, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Астана

Поделиться
Класснуть