Страдание за доверчивость
В редакцию “Времени” обратилась героиня нашей публикации, экс-завотделением оториноларингологии Алматинской многопрофильной клинической больницы (АМКБ) Марала ТАНАБАЕВА (см. “Вместо импланта пластмассовый колпачок”, “Время” от 23.11.2022 г.). Она не отрицает, что лечила пациентов Жандоса БАУЫРЖАНУЛЫ и Гулмиру АБИРОВУ, но уверяет: тяжкие последствия наступили в результате вмешательства совсем других врачей.
По ее словам, первую операцию Жандосу - септопластику - она действительно провела 2 февраля 2014 года: устранила искривление носовой перегородки с восстановлением дыхания. Никаких осложнений не было, говорит лор-врач Танабаева.
- Повторно Жандос обратился спустя 3,5 года, и не по поводу каких-либо осложнений после лечения, а с другими жалобами: на головные боли, гнойные выделения из носа, высокую температуру. Выявился целый букет заболеваний. Жандос - бывший боксер, сказались старые травмы. После второй операции выписался без дефектов, форма носа была нормальной. В третий раз он пришел в больницу в ноябре 2017 года с просьбой восстановить дефект носа, где не было кусочка кости, который он, по его же словам, удалил самостоятельно. А любой врач перед назначением заполняет историю болезни со слов пациента, - рассказывает она.
Танабаева не скрывает, что поставила на спинку носа самодельный имплант, сделанный из колпачка скальпеля. Форма носа восстановилась, дефект был устранен. Пациент написал расписку, что уходит из отделения сам, к врачам никаких претензий не имеет. Что же касается отсутствия сертификата на проведение подобных операций, Танабаева утверждает: этот документ при проведении ринопластики не обязателен. И ссылается на клинический протокол №5 Минздрава от 23 июня 2016 года, в котором указано, что подобную операцию могут проводить только врачи общей практики и лор-врачи.
- В этом документе не говорится, что ринопластику проводят только пластические хирурги, но эксперт профессор Айгуль МЕДЕУЛОВА в своем заключении пишет, что у меня нет сертификата пластического хирурга. А он и не нужен согласно нормам клинического протокола Минздрава. Самое главное - тяжкие последствия здоровья Жандоса наступили не после моего лечения, а в результате одномоментного проведения четырех операций пациенту врачами-стоматологами нашей клиники Маратом ИСКАКОВЫМ и Айдаром САРСЕНОВЫМ, - заявила экс-завотделением АМКБ.
По ее словам, при фронтотомии (сверлении гайморовых пазух лобной кости) Жандосу повредили заднюю стенку лобной пазухи. Проще говоря, сломали основание черепа, в результате чего в полость носа стал подтекать ликвор (спинномозговая жидкость). Этот дефект больному исправил лор-врач Аксайской детской больницы Мухтар ЖУМАХМЕТОВ.
Как выяснилось, уголовное дело против нее несколько раз прекращали за отсутствием состава преступления и вновь возбуждали. А в основу приговора суда легло заключение экспертов, которые не являются лор-врачами. Под экспертизой стоят подписи доцента кафедры стоматологии КРМУ, ассистента кафедры хирургической стоматологии КазНМУ и еще нескольких специалистов по челюстно-лицевой хирургии.
- По закону стоматологи не имеют права давать оценку лор-врачу и оценивать правильность проведения операций - только отоларинголог! - горячится Танабаева. - Но доказать это я не смогла, слишком доверилась адвокатам, уверявшим, что дело будет прекращено. Еще в ходе расследования нам нужно было поставить свои вопросы экспертам, но адвокаты этого не сделали. Уже перед приговором судья сказал, что услышал мои доводы. А где подтверждающее заключение эксперта? Мой защитник промолчал…
Сейчас мы готовим жалобу в Верховный суд. Уже собрали свидетельства моей невиновности, подкрепленные заключениями специалистов в области лор-болезней, судебного эксперта, ответами Минздрава и различных профильных вузов, - перечислила лор-врач.
На вопрос, почему еще одной пациентке АМКБ Абировой был нанесен тяжкий вред здоровью, Танабаева ответила: целью операции было предотвращение внутримозговых осложнений и смертельного исхода.
- Свой врачебный долг я выполнила - спасла жизнь пациентке, - резюмировала Танабаева.
Тохнияз КУЧУКОВ, Алматы