1967

В поисках спасения

Построят ли в Алматы новые бомбоубежища и насколько опасны для пребывания в них людей старые? Как отразится на работе спасателей в случае масштабного ЧС точечная застройка города?.. К министру по чрезвычайным ситуациям Юрию ИЛЬИНУ у алматинцев накопилось немало животрепещущих вопросов.

В поисках спасения

Около двухсот слабых подземных толчков фиксируется на территории города и Алматинской области ежегодно. Работа по внедрению системы раннего оповещения о сильных землетрясениях начата в этом году. И уже до конца следующего в Алматы должно появиться еще 28 сейсмостанций. Пока же на территории города их расположено 17. Еще девять станций системы раннего оповещения сопряжены с мобильным приложением Darmen. Оно в отличие от SMS позволяет оповестить население об угрозе ЧС практически мгновенно. При этом срабатывают сейсмодатчики при землетрясениях магнитудой от 4 баллов и сразу же отправляют сообщения на смартфоны граждан.

- Это тот принцип, по которому работают такие страны, как Япония и Китай, отказываясь от прогноза вероятности землетрясения, - поясняет глава Министерства по ЧС. - В этом году завершатся работы по сейсмо­усилению семи объектов образования и здравоохранения. Приобретено цифровое оборудование для зданий с массовым скоплением людей.

А на реплику о том, что бункеры и бомбоубежища Алматы необходимо модернизировать, хотя бы усовершенствовав вентиляцию в них, министр подчеркнул: в Казахстане сегодня отказались от них в связи с изменившимися тенденциями.

- Эти укрытия были предназначены для наибольшего числа работающего населения. Остальные, в том числе и дети, должны были эвакуироваться в загородные зоны. Этот принцип остался и в современных условиях, - поясняет Юрий Ильин. - Правда, строительство убежищ специально для укрытия населения Алматы теперь не ведется в связи с тем, что тактика ведения современных войн отличается от той, что была ранее. Сейчас противник зачастую наносит точечные удары по объектам инфраструктуры. Если будет объявляться мобилизационная готовность к состоянию войны, соответственно, население эвакуируется, студенты и учащиеся - в загородную зону, в городе остаются работать те, кто нужен. Дополнительного строительства убежищ на территории Казахстана нет.

Алматинцы же перешли от общего к частному и задали министру конкретный вопрос: как можно будет обеспечить безопас­ность сразу двух объектов образования - школы и детского сада - в случае ЧС, если между двумя этими зданиями был построен жилой дом?

- Я живу на улице Манаса. Между школой и детским садом построили многоквартиный дом. Под ним проходит городская теплотрасса. Уже сейчас на ней невозможно сделать ремонт. А представители городских сил противодействия ЧС, которых мы вызывали, признались, что в случае землетрясения подъезд спецтехники к этим объектам будет невозможен. Кто же спасет нас, наших детей? - обратилась к министру алматинка Ульяна КАЛИЕВА.

Министр не стал отрицать, что при хаотичной точечной застройке города, когда земельные участки выделяли в сейсмоопасной зоне, не соблюдали нормы расстояния между возводимыми зданиями и этажности объектов.

- Мы перестали влиять на процесс точечной застройки, когда нас лишили права участвовать в процессе отвода земельных участков, - подчеркнул Юрий Ильин. - Как правило, все пункты сбора населения определяются на открытых площадках объектов образования и здравоохранения, а также в парках и скверах. Поручение пересмотреть свободные зоны для сбора в тех местах, где произошла точечная застройка, дано исполнительным органам Алматы.

При этом использовать в качестве укрытия при землетрясении Алматинский метрополитен министр по ЧС категорически не рекомендовал.

- Какие-то части конструкций метро могут деформироваться, поэтому оно для укрытия от землетрясений не предназначено. Метро может применяться как убежище в случае военных действий, - ответил на вопрос горожан Юрий Ильин. - Мы планируем совместно с акиматом внедрить систему мониторинга аварийной ситуации, когда автоматически отключаются системы подачи газа, воды и электроэнергии в случае землетрясения.

Не обошел вниманием министр и вопрос безопасности граждан в преддверии начала отопительного сезона.

- С 2019 года совместно с акиматом и неправительственными организациями Алматы в домах социально уязвимых слоев населения установлено более 1300 датчиков, которые снижают риски гибели и отравления угарным газом, - сообщил Ильин. - В прошлый отопительный сезон по городу профилактикой было охвачено порядка 150 тысяч жилых домов.

Обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности министр по ЧС призвал и владельцев торговли и бизнеса.

- Только в этом году на объектах торговли - рынках, в магазинах, ТРЦ - зарегистрировано 13 пожаров, - отметил министр. - Проведены проверки более двух тысяч объектов, выявлено порядка 12 тысяч нарушений. К административной ответственности привлечено около тысячи физических и юридических лиц.

Министр также пообещал, что в скором времени в Алматы появится 15 новых пожарных частей. Всего же по стране их не хватает порядка 120. Появление новых пожарных депо - требование времени. Огнеборцы должны прибывать на вызов в течение 10 минут в городе и 20 - в сельской местности. Чем больше радиус охвата каждой части, тем больше и время, когда подоспеет помощь.

Ответил глава спасательного ведомства и на вопрос о том, как продвигается расследование по пожарам в Костанайской области, как идет строительство домов для пострадавшего населения.

- Человеческий фактор здесь стопроцентно присутствует. А уже что это было - неосторожное обращение с огнем или умышленный поджог, сможет доказать только суд. Но факт природного возгорания мы исключили. Сухих грозовых разрядов там не было, - уверен Юрий Ильин. - Что же касается строительства жилья для пострадавшего населения, то уже сейчас на 80 домах начали возводить стены. Думаю, в течение двух с половиной месяцев их сдадут в эксплуатацию. Они будут полностью газифицированы, обеспечены водоснабжением и канализацией, электричеством и интернетом.

Выразил министр и четкую уверенность в том, что в ближайшие сутки возгорание будет ликвидировано и в Атырауской области, где тушение производится преимущественно с помощью вертолетов.

Юлия ЗЕНГ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть