7552

Вброс и предложение

Тагир СИСИНБАЕВ, адвокат Арыстанбека МУХАМЕДИУЛЫ: С помощью информационной атаки антикор пытается заставить бывшего министра признать вину

Вброс и предложение
Арыстанбек Мухамедиулы.

На минувшей неделе вновь широко обсуждалось уголовное дело бывшего министра культуры и спорта Арыстанбека Мухамедиулы. Еще в конце мая он был арестован по обвинению в причастности к хищениям в Национальном музее, где Агентство по противодействию коррупции выявило недостачу по проекту “Шествие Золотого человека по музеям мира” на 146 миллионов тенге.

Но после этого антикор уже дважды сообщал, что экс-чиновника подозревают в пропаже денег, выделенных Нацмузею на разработку 3D-моделей сакральных мест Казахстана и цифровизацию национальной киноколлекции, а также в незаконной приватизации трех государственных организаций - Республиканской школы высшего спортивного мастерства по водным и прикладным видам спорта, Казахстанского научно-исследовательского института культуры и АО “Казак Энциклопедиясы”. Общий ущерб, по подсчетам правоохранительных органов, достиг уже 7 миллиардов!

Борьба с коррупцией после январских событий вышла на новый уровень, и, как показывают последние задержания, в стране практически не осталось неприкасаемых. И это правильно, ведь настоящая коррупция связана с высокопоставленными госслужащими и их родственниками, хотя раньше за взятки и хищения наказывали в основном мелких чиновников, полицейских и таможенников.

Но бросается в глаза другое. К большому сожалению, по какой-то причине правоохранительные органы, не только антикор, официальную информацию о расследуемых уголовных делах преподносят исключительно в обвинительном тоне и в таком же виде она выходит в СМИ и перепечатывается в соцсетях.

Складывается ощущение, что силовики окончательно забыли о существовании такого понятия, как презумпция невиновности. Любые сведения о расследованиях подаются так, как будто вина подозреваемых доказана, а судебное разбирательство становится формальностью.

Адвокаты Мухамедиулы устали это терпеть и разослали в СМИ письмо со своей официальной позицией. Мы связались с адвокатом Тагиром СИСИНБАЕВЫМ, и он подтвердил, что действительно отправил претензию в антикор и потребовал прекратить пиар-атаку на своего доверителя.

Тагир СИСИНБАЕВ.

Как объясняет юрист, Арыстанбека Мухамедиулы официально подозревают лишь в причастности к хищениям при реализации проекта “Шествие Золотого человека по музеям мира”. То есть это всего один эпизод, зарегистрированный в мае.

- Мы в материалах уголовного дела пока не увидели доказательств, что Арыстанбек Мухамедиулы каким-то образом похитил деньги, выделенные на проведение международных выставок “Золотого человека”, - утверждает Сисинбаев. - Возможно, понимает это и следствие, поэтому и появились сведения о новых преступлениях, якобы совершенных подозреваемым. Но здесь есть очень важный момент: уголовно-процессуальное законодательство требует, чтобы каждое новое уголовное дело было официально зарегистрировано в Едином реестре досудебных расследований. После этого следствие вправе объединить его с другими делами. Однако мы не видим уголовных дел по другим проектам в музее и министерстве, нет регистрации и по приватизации объектов, ранее принадлежавших государству.

- Более того, и в следственном суде при продлении санкции по аресту мы не услышали никаких новых доказательств со стороны представителей антикора, - продолжает адвокат. - 18 августа суд продлил пребывание Мухамедиулы под стражей, и в ходе заседания изучались лишь доводы, связанные с проведением международных выставок “Золотого человека”, никаких данных по другим якобы совершенным преступлениям не прозвучало.

Также адвокат обращает внимание на формулировки официальных заявлений антикора.

- Несмотря на эти обстоятельства, на днях представитель Агентства по противодействию коррупции заявил, что “проверяется причастность Арыстанбека Мухамедиулы к незаконной передаче в собственность родственников и аффилированных лиц ряда государственных предприятий”, - цитирует Тагир Сисинбаев. - Подождите, а уже есть вступившее в силу решение суда, подтвердившее незаконность приватизации трех объектов, сделки признаны недействительными и отменены? Мы лично такими сведениями не располагаем, поэтому у нас сложилось впечатление, что следствие явно поспешило с публичными обвинениями. Кроме того, совершенно непонятно, каким образом Мухамедиулы мог повлиять на процедуры приватизации, если комплексный план по передаче ряда государственных активов в конкурентную среду составляло Министерство нацио-нальной экономики, а саму процедуру приватизации проводил один из комитетов Министерства финансов? Министр культуры и спорта не участвовал в этих мероприятиях!

- И откуда взялись сведения, что эти организации забрали родственники Мухамедиулы?! - удивляется Сисимбаев. - Ведь совершенно несложно установить, что покупателей активов и бывшего министра вообще ничего не связывает! Но антикор одним предложением нивелировал работу всех госорганов, назвав приватизацию незаконной, как будто это уже установленный факт. Отсюда и получился такой фантастичес­кий ущерб в 7 миллиардов тенге, хотя по объявленным в СМИ дополнительным эпизодам даже не проводились следственные действия!

Но для чего антикор поспешил с такого рода заявлениями?

- Мы с коллегами предполагаем, что в антикоррупционной службе видят отсутствие судебных перспектив у громкого дела Арыстанбека Мухамедиулы, - пояс­няет адвокат. - Возможно, поэтому и используется инструмент по манипулированию общественным мнением с целью оказать психологическое давление на нашего подзащитного, чтобы он частично признал вину, начал погашать якобы нанесенный ущерб. Тем более мы видим по другим громким делам, что сейчас это именно так и работает - человека отправляют под арест, месяцами держат за решеткой и в итоге предлагают сделку - признание вины в обмен на минимальное наказание. Однако Арыстанбек Мухамедиулы виновным себя не считает и готов доказывать свою правоту.

Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы

Поделиться
Класснуть