1618

Не давайте прочистить себе мозги!

Жителей столицы атакуют самые настоящие продавцы воздуха, которые уверены, что на них нет управы. Их жертвы тоже так думают, но ошибаются.

Не давайте  прочистить  себе мозги!

С начала лета некие молодые люди в спецодежде представляются жителям многоквартирных домов сотрудниками городской вентиляционной службы и даже показывают соответствующее удостоверение. С озабоченным видом они осматривают воздуховоды в уборной и на кухне, после чего объявляют о необходимости прочистки вентиляции. Это стоит 40-50 тысяч тенге, зато не занимает много времени.

- Сначала я подумал, что это здравая идея, и жильцам нашего подъезда будет совсем не накладно сброситься на такое мероприятие, - говорит горожанин Куандык ЖУМАНОВ. - Но оказалось, что речь идет конкретно о моей квартире. И я подумал: стоп, а какой смысл чистить воздуховод только у меня, если главная шахта останется забитой?

Поняв, что его пытаются развести, Куандык попросил “специалистов” пройти на выход. Молодые люди тут же сменили тон: начали грубить, хотя до этого вели себя вполне интеллигент­но. Одного из них мужчина успел сфотографировать и пообещал отправить это фото участковому.

В акимате Нур-Султана нам сообщили, что столичные управления и коммунальные предприятия подобные услуги не оказывают - на них возложено бремя следить за исправной работой городских сетей. Вентиляционные же шахты являются частью кондоминиума и поэтому находятся в ведении управляющей компании, ОСИ или КСК.

Прочищать вентиляцию отдельной квартиры действительно нелепо.

И тем не менее граждане на такое предложение клюют, слишком поздно начиная понимать, что заплатили за фикцию. А самое обидное, что мошенничеством это признать нельзя, поскольку де-юре имеется и услуга, и ее выполнение в соответствии с договором. Но не все так безнадежно.

- Пару лет назад такая же схема была по проверке проводки, потом - по пластиковым окнам. Зачастую на нее попадались не только доверчивые пенсионеры, но и солидные люди, - отмечает эксперт общества защиты прав потребителей “Адилет” Турсун ДЖАГПАРОВА. - Помните, что, во-первых, никакого отношения к бизнесу все это не имеет. А во-вторых, безнаказанными такие аферисты остаются лишь из-за бездействия обманутых ими граж­дан. Обязательно нужно обращаться в полицию, писать в социальные сети. Действительно, обычно такого рода конфликты департамент полиции старается перевести в гражданско-правовое поле. Полицейские говорят: “Услуга ведь была предоставлена, какие к нам-то вопросы?” Но они кривят душой.

Да, признает эксперт, состава преступления тут вроде бы нет и признаков мошенничества - тоже. Однако статья 8 закона о защите прав потребителей запрещает навязывать услуги. А “вентиляционщики” грубо нарушают этот запрет, составляя договор, в котором сами устанавливают обязанности потребителя. Такой документ в суде автоматически будет признан неправомерным. Еще есть статья 10, по которой потребитель имеет право на получение полной, достоверной и своевременной информации о товаре или услуге.

- Статей много, но они без отработанного механизма, потому что обычный человек подписал договор и считает, что все, назад ничего уже не вернуть, - констатирует Турсун Джагпарова. Любой продавец или услугодатель заведомо находится в доминант­ном положении уже в силу того, что осведомлен о своем товаре лучше потребителя. Поэтому закон очень строго следит, чтобы этим положением нельзя было пользоваться во вред клиенту. И чаще всего, как ни странно, такие вопросы решаются в досудебном порядке.

Жулики, работающие по этой схеме, считают, что юридически они чисты. Хотя именно юридически дать им отпор проще всего. Эксперт общества защиты прав потребителей напоминает: в каждом многоэтажном доме сейчас есть чат, в котором должен присутствовать участковый. Как только у вас возникли сомнения по поводу незваных гостей - сообщайте об этом в чат. Их, может, и не задержат, но представитель власти ознакомится с договором, который вам предлагают подписать, и примет меры.

Владислав ШПАКОВ, рисунок Владимира КАДЫРБАЕВА, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть