Чей провал?
На днях в Алматы произошло чрезвычайное происшествие - возле конечной станции метро “Бауыржан Момышулы” провалилась часть автомобильной дороги. Как выяснилось, грунт и асфальт в прямом смысле слова ушли под землю - в тоннель метро. Фотографии инцидента разлетелись по интернету.
Я тоже опубликовал снимки в своем Телеграм-канале, указав, что новую станцию “Калкаман” строит ТОО “Bazis Construction”. Именно эта компания выиграла тендер на 42 миллиарда, несмотря на то, что не имеет необходимого оборудования. Специальный щит для рытья и укрепления тоннелей фирма доставила пару месяцев назад, хотя по факту получает деньги за работу уже полтора года. 11 предыдущих станций возведены силами АО “АлматыМетроКурылыс”, но эта компания приняла решение не участвовать в конкурсе из-за слишком высокой себестоимости проекта (см. “Деньги подземелья”, “Время” от 12.5.2022 г.).
Вот и получается - бывший подрядчик с объекта ушел, а новый только начал работать, и тут же случился такой инцидент. Размещенные мной фотографии с провалом земли явно не понравились руководству Bazis Construction, и мне прислали официальный комментарий директора по рекламе Юлии ТОШМАТОВОЙ. Она прямо указывает - ее работодатель в случившемся не виноват:
- Просадка грунта произошла на участке “АлматыМетроКурылыс” при сбойке левого перегонного тоннеля и демонтажной камеры комплексом Herrenknecht, принадлежащим АО “АлматыМетроКурылыс”.
После этого я связался с генеральным директором АО “АлматыМетроКурылыс” Жанибеком ЕТЕКБАЕВЫМ, и он был очень удивлен заявлением коллег:
- Действительно, в левом перегонном тоннеле от станции “Бауыржан Момышулы” до демонтажной камеры работы выполняли сотрудники АО “АлматыМетроКурылыс”, - подтверждает руководитель компании. - При монтаже 87-го кольца работы были приостановлены, поскольку на данном участке грунт оказался разуплотненным, требовалось химическое укрепление. В свою очередь АО “АлматыМетроКурылыс” письменно предупредило заказчика о возможном обрушении. В результате работы по химическому укреплению грунта выполнялись силами ТОО “Bazis Construction” в течение полутора месяцев. 10 июня проходка левого перегонного тоннеля была возобновлена, при прохождении 91-го кольца произошло обрушение. Соответственно, работы по химическому укреплению грунта оказались некачественными.
Но в Bazis Construction продолжают настаивать на своей невиновности. Юлия Тошматова прислала мне еще один комментарий, уже со второй версией случившегося:
- На представленных вами снимках на участке, где выполняются проходческие работы силами “АлматыМетроКурылыс”, в месте просадки грунта работы по его химическому закреплению выполнялись субподрядными организациями. Согласно документам производителя химической смеси полный набор прочности всей толщи грунтовой массы после химического закрепления грунта до образования конгломерата занимает 28 дней. “АлматыМетроКурылыс” приступил к проходке не на 29-й день, а значительно раньше, тем самым не дав процессу химического закрепления набрать необходимую прочность, что является нарушением производства работ. Причина просадки грунта связана с этим.
После получения этого комментария я вновь связался с гендиректором “АлматыМетроКурылыс” и он опять удивился:
- Мы можем по датам понять, что вас вводят в заблуждение. Письмо о необходимости химического укрепления грунта отправлено мной 22 апреля, после чего эти работы и были проведены, - объясняет Жанибек Етекбаев. - В первых числах июня мы подготовили щит и начали проходку, при этом все наши действия были согласованы, я ежедневно был на связи и с заказчиком, и с коллегами из “Базиса”.
10 июня мы должны были начинать проходку на проблемном участке, я специально пригласил на место и заказчика, и представителей “Базиса”, были также и два их субподрядчика. И в тот же день случился первый обвал. Даже если подсчитать, то прошло явно более месяца с момента проведения химического укрепления грунта. Более того, мы знаем, что случился и второй обвал на прошлой неделе, то есть спустя две недели после первого, но уже на щите “Базиса”. Поэтому ссылаться на то, что мы не дали грунту затвердеть, это как минимум странно, - заключил Етекбаев.
Михаил КОЗАЧКОВ, Алматы